Как в Витебске делают ковры для россиян

Что происходит на ковровом рынке Союзного государства, прогнозы на будущее и модные тенденции мы узнали, побывав на старейшем белорусском предприятии "Витебские ковры".

Несмотря на то что рынок ковровых изделий считается волнообразным, потребительский спрос на ковры зависит от доходов населения, российские эксперты отмечают высокий интерес у россиян к этому виду товаров, особенно на тафтинговые. И если раньше, например, в лидерах по поставкам тафтинговых ковров и напольных покрытий были Бельгия и Нидерланды, то в прошлом году, согласно аналитическим данным маркетингового агентства ROIF EXPERT, ключевыми в объемах продаж тафтинговых ковров и напольных покрытий на российском рынке стали Беларусь и Китай.

Сегодня "Витебские ковры" - это крупнейший производитель и экспортер ковров, единственное ковровое производство в стране. В 2020 году предприятие реализовало инвестпроект по приобретению имущественного комплекса ОАО "Ковры Бреста". Это позволило объединить не только технологический, но и кадровый потенциал обоих предприятий, что, безусловно, по мнению генерального директора ОАО "Витебские ковры" Артема Лоханкина, сделало продукцию более конкурентоспособной. На сегодняшний день у компании две промышленные площадки - в Витебске и Бресте, где работают более 1400 сотрудников.

"В прошлом году у нас экспорт составил почти 40 миллионов долларов. Предприятие развивается и входит в пятерку крупнейших предприятий концерна "Беллегпром", - рассказал Артем Лоханкин. По его словам, импортозамещению уделяется особое внимание и модернизация производства - это лучшие инвестиции.

Одно из важных приобретений последних лет - экструдер, который позволил нити для ковров выпускать самим, а не завозить из-за рубежа. С сырьем проблем нет, есть свое и плюс поставки сырья, в том числе из России. Современное оборудование и технологии позволяют выпускать как продукцию люксового сегмента, "наши ковры лежат в Кремле", заметил Артем Лоханкин, так и продукцию массового потребления - тафтинговые ковры и покрытия.

Идем на производство прошивных ковровых покрытий.

"Наше предприятие славится двумя технологиями - это производство тканых жаккардовых ковров и производство напольных прошивных покрытий, в простонародье их называют тафтинг, ковролин, палас, - поясняет главный технолог Оксана Пржевальская. - Их отличие от тканых ковров - в производстве отсутствует процесс ткачества. Формирование сурового прошивного покрытия происходит на прошивных машинах путем прошивания готовой грунтовой ткани ворсовой нитью. Затем рисунок наносится на большом печатном принтере. Особенность наших покрытий - это пятиметровая ширина". По словам главного технолога, за счет высокотехнологичного производства очень быстро вырабатываются квадратные метры таких покрытий. Предприятие работает круглосуточно, и за один день можно произвести около 50 тысяч квадратных метров тафтинга. Тканые ковры - это процесс более сложный и трудоемкий. Соответственно, прошивные ковровые изделия более дешевые, чем тканые ковры, поэтому и находят больший спрос у покупателя.

С Россией у предприятия особые отношения. Практически 80 процентов выпускаемой продукции отправляется на экспорт в Россию, замечает генеральный директор Артем Лоханкин.

"В Смоленске есть фирменный магазин, но в основном мы работаем оптом. В России у нас порядка 28 контрагентов, с которыми мы сотрудничаем, причем среди них есть как крупные, так и мелкие. Мы работаем с любым бизнесом. Поэтому нашу продукцию можно встретить на полках крупных сетевых региональных и федеральных магазинов по всей стране", - пояснил Артем Лоханкин. По его словам, самые активные с точки зрения реализации - Центральный округ, Южный федеральный округ и Сибирь. При этом каждый регион выбирает свой продукт. На Юге России, например, больше любят тканые ковры с ярким, активным, цветным дизайном. Если говорить про размер, то здесь особых предпочтений нет, кто-то берет небольшие коврики, кто-то рулонные покрытия.

"Самый интересный факт, с которым удалось столкнуться, - есть средний размер по странам. Например, в России, так же как и в Беларуси, средний размер ковра 1,6 на 2,3 метра либо 1,5 на 3 метра. То есть средняя площадь ковра небольшая. Если рассматривать такие страны, как Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Армения, Монголия - там средний размер ковра 4 на 5 метров или 4 на 6 метров. Такой ковер занимает, как правило, всю площадь комнаты", - поделился гендиректор.

С российскими производителями ковров, по словам руководителя, идет активное общение. Проблемы на рынке ковровых изделий общие.

"В России есть наши коллеги, я бы не сказал конкуренты, скорее партнеры. Мы общаемся со многими производителями, знаем друг друга. Есть вопросы логистики, мы с россиянами общаемся: как лучше выстроить какие-то связи, сырьевые цепочки. Нам советуют, с кем из контрагентов лучше выстраивать отношения, мы, в свою очередь, тоже советуем. Есть вопросы по дешевой продукции из Китая. Рынок ковров Турции сегодня из-за колебания и нестабильности турецкой лиры тоже дает возможность поставлять дешевую продукцию. При этом по качеству мы не уступаем турецким коврам. Многие клиенты, которые до нас работали с турками, говорят, что наши ковры гораздо лучше. У нас нет "подковерных игр", мы с российскими партнерами взаимодополняем друг друга", - рассказал Артем Лоханкин.

Говоря о перспективах развития отрасли, он отметил, что сегодня уже идут разговоры о том, что потихонечку возвращается мода на настенные ковры. По словам гендиректора, спрос на ковровые изделия стабилен, за последние годы меньше ковров покупать не стали. Как утверждают дизайнеры предприятия, ковры в моде и теперь стали символом стиля и успеха.

В советские времена ковры были дефицитом, за ними стояли в очередях и, по сути, брали то, что достанется. Поэтому ассортимент был скромный. Сегодня в каталоге предприятия ассортимент большой, на любой вкус и кошелек. Технологические возможности комбината позволяют сделать работу любой сложности, в различной цветовой гамме, уточняет начальник отдела дизайна ковровых изделий Любовь Михайлова. За год выходит несколько коллекций тканых ковров. В основном это ковры из полипропиленовой нити и полиэстера. Их преимущество - мягкость и шелковистость, кроме того, они гипоаллергенные. Шерстяные ковры тоже делаются, но под заказ, сейчас это дорогое удовольствие.

"За модными направлениями и трендами мы внимательно следим. Посещаем интерьерные выставки и смотрим обои, ткани, все, что будет участвовать в интерьере, анализируем и потом на базе интерьера создаем ковры, - поделилась Любовь Михайлова. - Сегодня ковер - это завершающая и неотъемлемая часть интерьера. В любом случае он должен сочетаться с окружающим пространством. Каждый ковер, который производится у нас, находит своего покупателя, это и классические рисунки, и современный дизайн. Есть детская коллекция". По словам дизайнера, в моде различные фактуры, нейтральные и спокойные тона, минимум рисунка. При этом рисунки советских ковров возвращаются, но уже в новой интерпретации. Например, классический рисунок с эффектом старины. Дизайнеры уверены: у ковров большое будущее. Тканые ковры, особенно из натуральных волокон, уже возвратили себе элитный статус. А спрос на элитный товар есть и будет всегда.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться