Как в Витебске делают ковры для россиян
Несмотря на то что рынок ковровых изделий считается волнообразным, потребительский спрос на ковры зависит от доходов населения, российские эксперты отмечают высокий интерес у россиян к этому виду товаров, особенно на тафтинговые. И если раньше, например, в лидерах по поставкам тафтинговых ковров и напольных покрытий были Бельгия и Нидерланды, то в прошлом году, согласно аналитическим данным маркетингового агентства ROIF EXPERT, ключевыми в объемах продаж тафтинговых ковров и напольных покрытий на российском рынке стали Беларусь и Китай.
Сегодня "Витебские ковры" - это крупнейший производитель и экспортер ковров, единственное ковровое производство в стране. В 2020 году предприятие реализовало инвестпроект по приобретению имущественного комплекса ОАО "Ковры Бреста". Это позволило объединить не только технологический, но и кадровый потенциал обоих предприятий, что, безусловно, по мнению генерального директора ОАО "Витебские ковры" Артема Лоханкина, сделало продукцию более конкурентоспособной. На сегодняшний день у компании две промышленные площадки - в Витебске и Бресте, где работают более 1400 сотрудников.
"В прошлом году у нас экспорт составил почти 40 миллионов долларов. Предприятие развивается и входит в пятерку крупнейших предприятий концерна "Беллегпром", - рассказал Артем Лоханкин. По его словам, импортозамещению уделяется особое внимание и модернизация производства - это лучшие инвестиции.
Одно из важных приобретений последних лет - экструдер, который позволил нити для ковров выпускать самим, а не завозить из-за рубежа. С сырьем проблем нет, есть свое и плюс поставки сырья, в том числе из России. Современное оборудование и технологии позволяют выпускать как продукцию люксового сегмента, "наши ковры лежат в Кремле", заметил Артем Лоханкин, так и продукцию массового потребления - тафтинговые ковры и покрытия.
Идем на производство прошивных ковровых покрытий.
"Наше предприятие славится двумя технологиями - это производство тканых жаккардовых ковров и производство напольных прошивных покрытий, в простонародье их называют тафтинг, ковролин, палас, - поясняет главный технолог Оксана Пржевальская. - Их отличие от тканых ковров - в производстве отсутствует процесс ткачества. Формирование сурового прошивного покрытия происходит на прошивных машинах путем прошивания готовой грунтовой ткани ворсовой нитью. Затем рисунок наносится на большом печатном принтере. Особенность наших покрытий - это пятиметровая ширина". По словам главного технолога, за счет высокотехнологичного производства очень быстро вырабатываются квадратные метры таких покрытий. Предприятие работает круглосуточно, и за один день можно произвести около 50 тысяч квадратных метров тафтинга. Тканые ковры - это процесс более сложный и трудоемкий. Соответственно, прошивные ковровые изделия более дешевые, чем тканые ковры, поэтому и находят больший спрос у покупателя.
С Россией у предприятия особые отношения. Практически 80 процентов выпускаемой продукции отправляется на экспорт в Россию, замечает генеральный директор Артем Лоханкин.
"В Смоленске есть фирменный магазин, но в основном мы работаем оптом. В России у нас порядка 28 контрагентов, с которыми мы сотрудничаем, причем среди них есть как крупные, так и мелкие. Мы работаем с любым бизнесом. Поэтому нашу продукцию можно встретить на полках крупных сетевых региональных и федеральных магазинов по всей стране", - пояснил Артем Лоханкин. По его словам, самые активные с точки зрения реализации - Центральный округ, Южный федеральный округ и Сибирь. При этом каждый регион выбирает свой продукт. На Юге России, например, больше любят тканые ковры с ярким, активным, цветным дизайном. Если говорить про размер, то здесь особых предпочтений нет, кто-то берет небольшие коврики, кто-то рулонные покрытия.
"Самый интересный факт, с которым удалось столкнуться, - есть средний размер по странам. Например, в России, так же как и в Беларуси, средний размер ковра 1,6 на 2,3 метра либо 1,5 на 3 метра. То есть средняя площадь ковра небольшая. Если рассматривать такие страны, как Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Армения, Монголия - там средний размер ковра 4 на 5 метров или 4 на 6 метров. Такой ковер занимает, как правило, всю площадь комнаты", - поделился гендиректор.
С российскими производителями ковров, по словам руководителя, идет активное общение. Проблемы на рынке ковровых изделий общие.
"В России есть наши коллеги, я бы не сказал конкуренты, скорее партнеры. Мы общаемся со многими производителями, знаем друг друга. Есть вопросы логистики, мы с россиянами общаемся: как лучше выстроить какие-то связи, сырьевые цепочки. Нам советуют, с кем из контрагентов лучше выстраивать отношения, мы, в свою очередь, тоже советуем. Есть вопросы по дешевой продукции из Китая. Рынок ковров Турции сегодня из-за колебания и нестабильности турецкой лиры тоже дает возможность поставлять дешевую продукцию. При этом по качеству мы не уступаем турецким коврам. Многие клиенты, которые до нас работали с турками, говорят, что наши ковры гораздо лучше. У нас нет "подковерных игр", мы с российскими партнерами взаимодополняем друг друга", - рассказал Артем Лоханкин.
Говоря о перспективах развития отрасли, он отметил, что сегодня уже идут разговоры о том, что потихонечку возвращается мода на настенные ковры. По словам гендиректора, спрос на ковровые изделия стабилен, за последние годы меньше ковров покупать не стали. Как утверждают дизайнеры предприятия, ковры в моде и теперь стали символом стиля и успеха.
В советские времена ковры были дефицитом, за ними стояли в очередях и, по сути, брали то, что достанется. Поэтому ассортимент был скромный. Сегодня в каталоге предприятия ассортимент большой, на любой вкус и кошелек. Технологические возможности комбината позволяют сделать работу любой сложности, в различной цветовой гамме, уточняет начальник отдела дизайна ковровых изделий Любовь Михайлова. За год выходит несколько коллекций тканых ковров. В основном это ковры из полипропиленовой нити и полиэстера. Их преимущество - мягкость и шелковистость, кроме того, они гипоаллергенные. Шерстяные ковры тоже делаются, но под заказ, сейчас это дорогое удовольствие.
"За модными направлениями и трендами мы внимательно следим. Посещаем интерьерные выставки и смотрим обои, ткани, все, что будет участвовать в интерьере, анализируем и потом на базе интерьера создаем ковры, - поделилась Любовь Михайлова. - Сегодня ковер - это завершающая и неотъемлемая часть интерьера. В любом случае он должен сочетаться с окружающим пространством. Каждый ковер, который производится у нас, находит своего покупателя, это и классические рисунки, и современный дизайн. Есть детская коллекция". По словам дизайнера, в моде различные фактуры, нейтральные и спокойные тона, минимум рисунка. При этом рисунки советских ковров возвращаются, но уже в новой интерпретации. Например, классический рисунок с эффектом старины. Дизайнеры уверены: у ковров большое будущее. Тканые ковры, особенно из натуральных волокон, уже возвратили себе элитный статус. А спрос на элитный товар есть и будет всегда.