• Новости
  • Статьи
  • Проверь себя
  • Личный опыт
  • ESG - повестка
08.08.2024 00:01
Автор
Светлана Задера
Почти 30% россиян перепродают ненужные вещи
Почти 30% россиян перепродают ненужные вещи. Наиболее неравнодушны к экологии молодежь от 18 до 24, они не боятся покупать вещи с рук, готовы их ремонтировать и носить дольше. Эксперты связывают это, с одной стороны, с удорожанием товаров, с другой - что бывший в употреблении товар перестал указывать на низкий социальный статус владельца.

Согласно опросу "Авито", 40% молодежи относятся к покупке использованных вещей позитивно, причем чаще именно жители городов-миллионников (51%). Негативное отношение к этой тенденции выразили лишь 7% россиян в возрасте от 18 до 24 лет.

"Треть (33%) молодых россиян, следуя тренду на недопотребление, практически всегда используют вещи до износа, прежде чем от них избавиться. Женщины при этом чаще выборочно ремонтируют вещи, если что-то сломалось - например, только любимые (35% против 27%), а мужчины в основном стараются исправить любую поломку (27% против 23%). 14% ремонтируют лишь дорогие вещи - более бюджетные, по их мнению, дешевле обновить, чем отремонтировать", - рассказали "РГ" в компании.

А если какая-то вещь надоела или стала больше не нужна, 47% молодых россиян просто убирают ее подальше в шкаф и хранят на всякий случай - этот вариант часто встречается у жителей городов с населением менее 100 тыс. человек. 40% такие вещи отдают родственникам или знакомым - так чаще всего отвечали жителей Москвы (50%).

"Москвичи также чаще других стараются отдать ненужное на благотворительность, а жители Санкт-Петербурга - чаще всех такие вещи выставляют на продажу. Всего продают ненужные вещи 29% россиян", - рассказали в "Авито".

Неравнодушие молодежи к экологии отмечают и в благотворительном фонде "Второе дыхание". Почти каждый третий покупатель в их секонд-хенде - молодой человек до 22-24 лет.

"Как правило, зумеры выбирают необычные вещи: яркие или интересного кроя, винтаж, одежду из нулевых или апсайкл. При этом они также покупают у нас и базовые вещи масс-маркета из старых коллекций, потому что новая одежда в торговых центрах становится всё менее доступной и надёжной. Так как мы всегда говорим, что покупая вещи в наших секонд-хендах, люди поддерживают фонд, некоторые из них приходят к нам не только из-за экологических соображений, но и чтобы помочь фонду", - рассказывает PR-менеджер фонда Даниил Жданов.

Эксперт Института экологии НИУ ВШЭ Ирина Тельнова считает, раньше аббревиатура "Б/У" была в значительной степени стигматизирована, она будто указывала на низкий социальный статус.

"Примерно такая же ситуация в советское время было и со статусом "многодетной семьи". Поэтому даже студенты месяцами экономили, чтобы купить заветные австрийские сапоги. Более того, сами вещи имели значительно большее значение для молодежи, чем сейчас. Эти смысловые фреймы, с которыми граждане жили много лет, довольно сложно сломать", - говорит Тельнова.

По словам эксперта, молодежь 18-24 это как раз то поколение нулевых, которое уже росло в изобилии товаров и услуг и быстрая мода фактически уничтожила трепет перед какими либо вещами. Сейчас покупать Б/У стало модно и экологично, добавила она.

При этом эксперт отметила, что спорно связывать отсутствия денег у молодежи с их экологичностью, ведь они хоть покупают бывшие в употреблении вещи, но ходят чаще всего с очень дорогими гаджетами самого последнего поколения.

Сопредседатель всероссийского экологического Движения "Экосистема" Александра Рябых отмечает, что чаще всего именно молодежь активно участвует в эко-френдли инициативах, это становится заметной частью их гражданской активности.

"Если мы проанализируем участников наших социальных сетей, то увидим, что наша аудитория, в основном, состоит из молодёжи: почти половина подписчиков в возрасте от 18 до 35 лет - 46% (где 32,8 - женщины, 13,2 - мужчины), младше 18 - 9%, остальные - люди старше 35", - рассказала она.