На государственном уровне принят целый ряд основополагающих документов, которые формируют институциональные условия роста бизнеса здесь. Утверждена Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) до 2035 года. Подписан закон о предпринимательской деятельности в Арктике, направленный на поддержку предприятий малого и среднего бизнеса. Созданы территории опережающего развития. Существует и второй льготный режим - резидент АЗРФ. Достаточно упомянуть также программы "Арктический гектар", "Арктическая ипотека", "Свой дом в Арктике" и так далее.
Так что сегодня существует целый ряд инструментов, позволяющих бизнесу, прежде всего малому и среднему, развиваться в арктических условиях.
Если мы посмотрим на опыт других стран, то увидим, что подходы, которые они демонстрируют, во многом сопряжены с прямым участием государства в экономике северных регионов. И в этом смысле приоритет отдается социально-экономическому развитию территории в первую очередь, а уже потом - добыче полезных ископаемых.
Можно сколько угодно политизировать российские арктические проекты, но невозможно заставить международный бизнес делать то, чего он не желает, и отказываться от того, что он хочет. Например, контейнеровозы из Китая охотно используют трассы Северного морского пути, доставляя грузы.
Но очевидно: для того чтобы Севморпуть заработал с той ритмичностью и в том объеме, который нужен России, необходимо провести определенную работу, связанную с модернизацией портов СМП, прокладкой линий оптоволоконной связи, созданием должного количества центров аварийного реагирования и спасения. И эта работа уже ведется.
Арктика - уникальная и заповедная среда. И важно соблюсти баланс интересов в АЗРФ. Здесь присутствует множество хозяйствующих субъектов, каждый из которых имеет свои коммерческие, отраслевые интересы. Долгое время мы жили в парадигме отраслевого управления, когда решения принимались руководителями одних отраслей без учета деятельности других.
Нам необходимо сейчас перейти к так называемому межотраслевому управлению. Это попытка обеспечить сбалансированность развития всех направлений промышленности, которые сегодня присутствуют в Арктике, - транспортного, минерально-сырьевого, нефтегазового, рыбодобывающего, оборонно-промышленного комплексов. И эта важнейшая роль балансировщика, на мой взгляд, должна быть возложена на государство. Необходима единая система учета всех активностей, которые происходят в Арктической зоне, и унификация поступающих на флот команд, для чего нужен единый логистический оператор.
Еще один аспект - устойчивое развитие. Промышленные корпорации, работающие в Арктической зоне, демонстрируют исключительно рачительный и ответственный подход к природопользованию. Например, технологии, использующиеся в нефтегазовом комплексе, который потенциально является загрязнителем окружающей среды, на самом деле отработаны до мельчайших деталей. И это одни из самых чистых технологий с учетом их уровня автоматизации и цифровизации. Скважины на арктическом шельфе строят на глубинах в километры, да еще с горизонтальными отходами под землей также на километры. Технологии по своей сложности сопоставимы с космическими и при этом не допускают попадания ни единой капли нефти или технологических жидкостей в окружающую среду.
Стоит сказать, что Российская Федерация - единственная страна, которая ведет промышленную добычу нефти с платформ в высоких широтах. Единственная страна, транспортирующая сжиженный природный газ и нефть во льдах. Мы доказали, что работать в Арктике в промышленных масштабах можно эффективно и безопасно. Сегодня последовательно вводим все новые и новые проекты.
Поэтому устойчивое развитие - это то, что сегодня есть у нас на практике. Причем активно вовлекаются в работу субъекты: региональные компании и люди, проживающие в арктических зонах, они участвуют в процессах разработки месторождений, реализации арктических проектов. Организуются дополнительные рабочие места, формируются, как принято говорить, мультипликативные эффекты, которые как раз и притягивают новые кадры, увеличивают налогооблагаемую базу, создают внутренний спрос, покупательскую способность и так далее, и так далее. И регионы начинают развиваться. Поэтому думаю, что именно Россия сегодня может стать бенчмарком - примером того, что в Арктике можно работать не только эффективно, но и безопасно как с промышленной, так и с экологической точки зрения.