Юбилей не отменяет "Сенокоса". Наоборот, делает его абсолютно необходимым. С 17 по 25 августа в Суздале - театральный фестиваль "Сенокос", плод совместный работы театра "Эскизы в пространстве" (художественный руководитель Дмитрий Мышкин) и центра современного искусства и культурного туризма МИРА в Суздале.
Театр "Эскизы в пространстве", который пару лет назад базировался в существовавшем тогда Центре имени Мейерхольда (ЦИМ), в Суздале нашел единомышленников. В суздальском селе театр вместе с сообществом МИРА создал "Сельский театр драмы и комедии в Фомихе". Иначе говоря, театр решил выступить не в роли гастролера, а в роли собеседника местных жителей и участника суздальской жизни.
Вот и для фестиваля "Сенокос" древний город важен не в качестве эффектной декорации, а как сообщество людей, чьи заботы и хлопоты интересны, для которых театр пока все же уже не чужой, но не сказать чтобы прям привычный сосед. Но и для актеров "Сенокос" значит гораздо больше, чем спектакль "на природе".
Фестиваль откроет "Вокальный круг. Суздаль" (в МИРА центре). Спектакль предложит звуковое путешествие по городу, где все поют песни. Давно ли вы пели вместе с друзьями, соседями, знакомыми? На детском утреннике в детском саду? На рок-концерте? На фестивале бардовской песни? Песня - странная штука. Она как катализатор "избирательного сродства". Если вы слушаете и поете одни и те же песни, почти наверняка вам есть о чем поговорить. Именно поэтому "песенное путешествие" становится началом и фестиваля, и основой следующих встреч в театре.
Тем более что как раз поговорить предлагает зрителям режиссер Полина Шатохина в спектакле "Во дворе мира". "Двор" этот находится в доме №2 на улице Лебедева в Суздале. Вообще-то жанр его - "форум-спектакль". А форум - это общий разговор. Просьба не путать с собранием или сельским сходом, как в старом кино. Никаких "Слушали. Постановили". Разговор и общение тут рассматриваются как ценность. Просто потому, что они дают возможность услышать не только себя, но и другого. Или хотя бы попытаться это сделать. Благо вопросы, которые предполагается обсудить "Во дворе мира" всем знакомые. Тут и споры людей разных поколений, тяжбы родственников, соседские склоки. Как известно, ответ на вопрос, какой вы сосед, на самом деле дает именно сосед. Ну, после повести Гоголя "Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" тут мало что можно добавить. А все же у каждого времени не только свои песни, но и свои сюжеты.
А в сельском театре в селе Фомиха Дмитрий Мышкин ставит новую русскую быль о Льве, Розе и мертвой лошади. Быль под названием "Суздальска кобыль" написал драматург Алексей Синяев. Быль, потому что в основе поэтического сказания реальная археологическая находка - захоронение коня в фундаменте.
Одним из хитов фестиваля обещает стать спектакль "Самое лучшее место", который ставил Андрей Жиганов. Место действия - ГЭС на Нерли. Сюжет - история этой самой ГЭС. Она удивительная и типичная для ХХ века. Гидроэлектростанцию на Нерли, в 30 км от Суздаля, построили в 1953. В начале 1960-х закрыли. Она превращалась в живописные руины до 2021 года, когда МИРА решил сделать здесь летнюю площадку для культурных событий. Проект реконструкции разработала команда архитекторов из Дании и России (в нее вошли Метте Ланге, Ксения Раковская и Идрис Сулиман), они смогли максимально бережно сохранить руины ГЭС в качестве наследия. Спектакль Андрея Жиганова - как раз о наследии, о гении места, о памяти, о человеке, который чувствует себя царем природы, но ведет себя как временщик и самозванец. В общем, это та встреча театра и архитектуры, которая проживается, а не наблюдается со стороны.
Другую историю - не здания, не дома, а наличника - предлагает увидеть инклюзивная театральная лаборатория "Круг". Пластический перформанс "О чем говорит наличник" исследует историю Суздаля через... орнаменты наличников.
Завершит фестиваль спектакль Дмитрия Волкострелова "Монологи о Суздале и повседневности" по пьесе Виктории Костюкевич. В основе монологов - дневник Веры Селезневой, шестнадцатилетней жительницы Суздаля начала ХХ века, которая описывала свои будни.