13.08.2024 10:56
Поделиться

Как обустроить офис

Спрос на аренду коммерческих помещений в России в начале 2024 года вырос на 13 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Особенно динамично развивается сегмент складских помещений, но по-прежнему лидерами среди наиболее востребованных бизнес-площадок остаются офисы. Какие тенденции будут актуальны в 2024 году в сфере недвижимости и чем удивят арендаторов управляющие компании?

По мнению экспертов, в этом году ожидается дальнейший рост спроса на коммерческую недвижимость. Этому способствуют различные факторы. Так, ранее компании были не готовы арендовать офис на длительный период, в результате чего сформировался тренд на сокращение среднего срока договорных отношений с пяти-семи до одного-двух лет. В дополнение к этому со стороны сотрудников появилась потребность работать в хорошо организованном пространстве. Компании с учетом нехватки персонала вынуждены учитывать эти запросы и переезжать в новые функциональные офисы.

Помимо этого в России наблюдается дефицит складских помещений, который сохранится еще в течение нескольких лет. На фоне этого растет спрос на built-to-suit (BTS) - строительство под требования заказчика. В минувшем году доля BTS-сделок взлетела до 76 процентов. Аналитики уверены, что эти показатели достигнут рекордных 80-85 процентов в 2024 году.

В условиях растущего спроса на коммерческую недвижимость меняются и требования к ней. Увеличивается доля бизнеса, который ищет многофункциональные площади, легко адаптирующиеся под разные нужды, - в результате спрос на помещения без эффективных систем вентиляции, очистки воздуха и новых технологических решений ("умных" систем, датчиков, качественного покрытия высокоскоростным интернетом и так далее) стабильно падает.

Одновременно с этим арендаторы уделяют внимание инфраструктуре: необходимые сервисы должны находиться в шаговой доступности. Так, кроме наличия поблизости ресторанов, фитнес-залов и зон отдыха, сотрудники нуждаются в развитой сети общественного транспорта, локальных ПВЗ и постаматов и так далее.

В условиях растущего спроса на коммерческую недвижимость меняются и требования к ней

Новый тренд последних лет - наполнение офисных помещений эмоциями, глубоким смыслом и необычными концепциями. Современного арендатора уже не устраивают "просто хорошие офисы класса А". Поэтому со своей стороны управляющие компании и департаменты офиса вынуждены активнее взаимодействовать с заказчиками: они организуют праздничные мероприятия, собирают обратную связь, оформляют нативную навигацию в МОП (места общего пользования), продумывают общественные пространства и открывают специальные зоны для спорта, отдыха, встречи курьеров и так далее.

Управление коммерческой недвижимостью требует комплексного подхода. Важность инноваций в этом вопросе трудно переоценить, так как они значительно повышают эффективность управления, снижают затраты и улучшают качество обслуживания арендаторов. Можно выделить несколько наиболее ярких примеров использования технологий. Учитывая высокий спрос на офисные помещения и стремительно сокращающуюся вакантность, компании вынуждены заниматься оптимизацией рабочего пространства. Все более популярной становится практика, когда два-три сотрудника делят одно место в рамках гибридного посещения офиса. Этот процесс требует эффективного управления, и без современных инструментов бронирования тут не обойтись.

Еще одна технология - системы управления недвижимостью, которые решают сразу несколько задач. ПО предоставляет арендаторам удобные механизмы для подачи запросов на обслуживание и ремонт.

Также ПО обеспечивает коммуникацию. Заявители могут получать уведомления о статусе своих обращений, предстоящих работах и других важных событиях. Кроме того, система собирает данные о взаимодействии с арендаторами и предоставляет УК различные аналитические инструменты.

С помощью интеграции с IoT-устройствами ПО может отслеживать состояние различных систем и оборудования здания в реальном времени. Таким образом УК своевременно выявляет и устраняет проблемы до их перерастания в серьезные неисправности.

Арендодатели постепенно уходят от стандартной коммуникации по заявкам, переходя на оперативное общение. Они хотят получить не только понятный сервис, но и постоянно расширяющийся комплекс услуг: доставку кофе прямо в офис, проведение мероприятий в БЦ, мгновенный отклик на заявки, прозрачное общение с УК.

Изменения также касаются обустройства офисов. Многие компании предпочитают не тратить своих ресурсов на отделку помещения, поэтому они обращаются к управляющей компании, которая выступает в роли генерального подрядчика и службы технического надзора одновременно. В первую очередь современная УК изучает потребности клиента: проводит опрос сотрудников, учитывает корпоративные ценности, миссию бренда. Затем исполнитель подбирает помещение для будущего офиса и берет на себя все вопросы, связанные с его арендой и эксплуатацией.

Единый совет для всех управляющих компаний - развиваться, изучать и применять на практике новые технологии. Чтобы создать функциональное пространство, важно соблюдать ряд правил: грамотно зонировать помещение; продумывать расположение систем вентиляции, особенно в open space; размещать рабочие места вблизи естественного освещения, а переговорные комнаты, кухню, гардероб и санузлы - в центральной части. Ну и - уделять внимание интерьеру офиса, так как от этого зависят настрой персонала, эмоциональное состояние и, соответственно, производительность труда.