Прокуроры привлекли специалистов и выяснили, что более 300 инженерных объектов находится в удовлетворительном состоянии и требует только текущего ремонта. Но 75 мостов получили "неуд".
"Из них свыше 20 сооружений нуждается в капитальном ремонте или реконструкции, а 17 не имеет собственника. Были выявлены факты деформации бетонных конструкций и швов мостов, разрушение пролетных балок и опор, выщелачивание стыков и узлов крепления сооружений, отсутствие ограждений и знаков дорожного движения, разметки и указателей на объектах. Кроме того, ответственными органами не проводились своевременная оценка и обследование состояния путепроводов", - пояснили "РГ" в прокуратуре Смоленской области.
Всего в ходе проверки было зафиксировано более 200 нарушений закона и внесено 45 представлений об их устранении. В суд направлено 16 исков, в которых прокуроры требуют провести ремонт или техническое обследование объектов, а также поставить бесхозяйные мосты. В Смоленске, Новодугинском и Рославльском районах уже начали ремонт пяти сооружений.
Также по материалам прокуратуры возбуждено уголовное дело о мошенничестве (по части 4 статьи 159 УК РФ) при укладке асфальта на Панинском мосту в Вязьме. Напомним, путепровод через железную дорогу простоял без капитального обновления более 40 лет и в апреле обрушился в момент, когда по нему ехали люди. Одна женщина погибла, несколько человек получили травмы.
Текущий ремонт этого моста проводили в 2018 и 2023 годах. Подрядчиками выступили местное ЗАО "Вязьмадор" и московское ООО "Гарантстрой", работы обошлись в 9,1 и 12 миллионов соответственно. По техзаданию и смете старый верхний слой асфальтобетона следовало срезать, прежде чем укладывать новый. По версии следствия, фрезерование проезжей части фактически не выполнялось, но дорожники представили заказчику подложные документы и безосновательно получили из областного бюджета более двух миллионов рублей.
Укладка нового слоя покрытия без срезки старого "привела к увеличению нагрузки на мост, что могло послужить причиной его обрушения", подчеркнули в прокуратуре Смоленской области.
На данный момент вместо Панинского моста в Вязьме функционирует временный переезд через железнодорожные пути. А администрация района инициировала судебное разбирательство с фирмой, которая в 2023 году проводила предпроектное обследование виадука. Экспертиза должна была определить реальное состояние моста и необходимый вид работ (реконструкция, капитальный ремонт или текущий).
Как ранее сообщала "РГ", в электронных торгах победила инжиниринговая компания "Геомост" из Казани, предложившая за свои услуги рекордно низкую сумму - 164,1 тысячи рублей при стартовой цене в 1,5 миллиона. По всей видимости, специалисты не сочли мост аварийным, поэтому движение транспорта по нему не ограничили, что в итоге и закончилось трагедией. Теперь чиновники хотят взыскать с подрядчика стоимость обследования и символический штраф в размере одной тысячи рублей за "ненадлежащее исполнение обязательств по муниципальному контракту". В качестве третьего лица привлечен Московский автомобильно-дорожный госуниверситет. Первое заседание по делу в областном арбитражном суде назначено на 25 сентября.
Тем временем
В Тамбовской области суд обязал администрацию города Уварова отремонтировать автомобильный мост через ручей Подгорный. Железобетонную переправу построили в 1990 году. В 2016-м техническое обследование показало, что конструкция имеет дефекты и подлежит ремонту. Но работы до сих пор не провели. По иску межрайонного прокурора бездействие властей признали незаконным. Решение, которое понуждает администрацию принять меры к ремонту моста, пока не вступило в законную силу.
В Ивановской области ремонтируют деревянный мост через реку, по которому жители деревни Бабино ходят в райцентр Лух. Лавы (временная переправа) частично обрушились 23 июля вместе с людьми, девушка-подросток получила травмы. Незадолго до этого районной администрации уже вносили прокурорское представление, требуя заменить гнилые доски. В бездействии чиновников усмотрели признаки халатности, после ЧП возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 293 УК РФ. На первое время мост решили усилить, в 2025-м планируют капитальный ремонт с установкой металлических свай. Прокуратура начала проверку всех подобных сооружений в регионе.