С 1 сентября в российских учебных заведениях будут использоваться только отечественные программы

С 1 сентября этого года в России вступает в силу требование использовать только государственные информационные системы в сфере образования. При этом вузы и учреждения дополнительного профессионального образования могут применять любые программы, однако они обязательно должны быть включены в Единый реестр российского программного обеспечения (ПО). Это правило будет действовать до 1 сентября 2029 года, следует из Постановления Правительства от 11.10.2023 № 1678.

Новые требования коснутся школ, колледжей и университетов, которые осуществляют свою деятельность с помощью электронных технологий. Теперь не только сами занятия, но и промежуточная аттестация, текущий контроль успеваемости и итоговая аттестации будут проходить с применением систем, которые включены в реестр.

"В целях реализации образовательной программы в течение всего периода обучения для участников образовательных отношений должны быть созданы условия получения доступа к электронной информационно-образовательной среде образовательной организации, обеспечивающей независимо от места нахождения обучающихся", - говорится в Постановлении.

При этом ряд популярных иностранных приложений, таких как Zoom и Skype, в реестр по понятным причинам не вошли. Однако проблемой это точно не станет, уверен вице-спикер Госдумы Борис Чернышов, поскольку сейчас в списке разрешенных числится более 22 тысяч программ. Более того, данное Постановление не запрещает использовать иное ПО в качестве дополнительного инструмента. Главное - отечественные программы должны применяться в базовых сферах и гарантировать доступность онлайн-обучения. "Например, преподаватель в университете может порекомендовать студентам при подготовке прибегать к помощи нейросети, чат-ботов, собирать информацию в сети и т.д.", - объяснил собеседник.

Новые правила также регламентируют порядок проведения учебных занятий, практик и контрольных в онлайн-режиме. В частности, появятся цифровые портфолио с обязательной фиксацией оценок, рецензий и других результатов учебы, а университеты обяжут передавать данные о студентах в государственную информационную систему "Современная цифровая образовательная среда", благодаря чему учащиеся смогут отслеживать свои результаты на "Госуслугах". "Происходит определенная унификация, что удобно и преподавателям и учащимся", - отметил Чернышов.

Особое внимание власти уделили обучение преподавателей работе с новыми технологиями на российском софте и обеспечению технической поддержки, чтобы все приложения, которые выбрало учебное заведение для "удаленки", были одинаково доступны и для учеников, и для учителей.

Одним из первых вузов на отечественное ПО перешел МГУ им. Ломоносова. Программное обеспечение одной из российских компаний смогут использовать 6 тысяч сотрудников и студентов университета.

Переход на отечественные программы - это не только приобретение лицензий, но и обучение сотрудников и студентов новым технологиям, поэтому вместе со специалистами компании вуз также запустил учебные курсы по отечественному ПО и подготовил материалы для преподавателей, которые можно будет взять в электронной библиотеке вуза. Курсы состоят из теории по работе в настольных редакторах и практические задания - выполнение упражнений в приложениях на закрепление знаний. Программа направлена на развитие российского IT-образования и обучение новым технологиям, знакомит пользователей с особенностями интерфейса приложений, а также сценариями использования разных элементов и инструментов.

Как отметил ректор МГУ Виктор Садовничий, вопрос достижения технологического суверенитета уже не первый год стоит перед университетом, но сейчас оказался особенно важным.

"МГУ всегда был и остается научно-образовательной платформой поддержания технологического суверенитета, - подчеркнул он. - Расширяя фундаментальные знания, наши ученые формируют основу для отечественных технологий практически во всех отраслях науки. Сферы IT, больших данных, искусственного интеллекта, супервычислений - это не исключение".

При этом, уверен старший преподаватель Учебно-научного центра гуманитарных и социальных наук МФТИ Олег Храмов, нужно учесть особенности применения средств электронного обучения. Оно, как правило, базируется на платформенных решениях, с помощью которых строятся онлайн-сервисы. Типичный пример - система управления обучением Moodle. Для ее работы понадобится системное и прикладное ПО, которое можно включить в соответствующий реестр. Сама же платформа - это лишь надстройка над этой программой.

"Это структура таблиц базы данных, набор файлов, хранящих php-код для веб-сервера и т.д. Причем все компоненты системы имеют открытый программный код, а сообщество, которое занимается разработкой, не локализовано в какой-либо стране, то есть разработчики находятся повсюду, детально их деятельность законодательством какой-либо определенной юрисдикции не регламентируется", - уточнил эксперт.

Конечно, коллегиально правила вырабатываются, но какой-либо административной структуры, несущей ответственность за их выполнение, нет. Эта платформа - структура данных и набор инструкций, которые действительный автор онлайн-сервиса может изменить по своему усмотрение.

"Такого рода программное решение не является приложением, потому с его внесением "Реестр..." могут возникать определенные вопросы. Однако такими решениями пользуется значительная часть российских вузов, многие школы, учреждения дополнительного образования", - напомнил Храмов.