Профессор Ирина Абанкина: Изменение правил приема для олимпиадников может снизить у детей мотивацию к участию в олимпиадах

Профессор Абанкина - об идее Минобрнауки изменить правила приема олимпиадников
Новые правила зачисления в вузы олимпиадников, которые анонсировало Минобрнауки - рискованный шаг, так как может снизить мотивацию к участию в самих олимпиадах. Таким мнением с "РГ" поделилась заслуженный профессор ВШЭ Ирина Абанкина.
Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Напомним, после нескольких случаев этой приемной кампании, когда в в вузах не хватило мест даже олимпиадникам, Минобрнауки решило изменить правила - дать особое право поступления только тем абитуриентам, кто стал победителем или призером Олимпиад 1 и 2 уровня в 11 классе. Также предлагается установить квоту: заполнять абитуриентами, имеющими право зачисления без вступительных испытаний, не более 70 процентов бюджетных мест.

- Рискованный шаг: под угрозой мотивация учеников не выпускных классов к участию в олимпиадах, - отметила Ирина Абанкина. - А я вижу очень большой потенциал именно раннего участия в олимпиадном движении. Это серьезный и важный шаг в развитии школьников, в накоплений ими опыта решения нестандартных задач, а иногда даже придумывания методов для решения. Олимпиады дают возможность включаться в подобную деятельность с раннего возраста.

Это не шаблонные задачи, это умение думать, принимать решения, сопоставлять варианты. В этом большая ценность олимпиад, случайно здесь победителями не становятся. И сейчас ограничить это стремление ребят, мотивацию в этом участвовать, доказывать, побеждать - чрезвычайно рискованно . Мы можем вот этим ограничением, как говорится, "с водой выплеснуть ребенка".

По мнению Абанкиной, дело даже не столько в поступлении в вуз.

- Олимпиады - наша очень серьезная традиция, доказавшая свою значимость еще с советских времен, - подчеркнула Абанкина. - И важно не оставлять это все на последний год в школе, когда дети и так максимально напряжены: ответственность за выбор вуза, подготовка к ЕГЭ, который, даже будучи победителем олимпиады, надо сдать на определенный балл. Специально ведь и дополняли десятым, а потом даже и девятым классом. Подчеркиваю, что это действительно систематическая работа, а не просто разовая акция ради поступления отдельным конкурсом.

Также не вполне выполнимым эксперту видится и ограничение в 70 процентов для поступающих без вступительных испытаний.

- Как быть уверенным, что я в эти семьдесят процентов попаду? Кто раньше победил, первым принес документы? У этой проблемы нет простых решений, - считает Абанкина. - Надо подключать всех участников процесса. Руководству вузов и даже, может быть, факультетов нужно все проанализировать: где были проблемы, ограничения, есть ли возможность изменить объем контрольных цифр приема - снизив их там, где даже на бюджетные места был недобор и увеличить там, где аншлаг. Должны подключаться и работодатели. Важно и мнение тех, кто организует и проводит олимпиады. Непременно нужно услышать голос родительского сообщества.

А еще Ирина Абанкина уверена: нужен мониторинг тех ребят, которые участвуют в олимпиадах.

- Надо узнавать их предпочтения, куда они собираются поступать, какие направления им интересны. Причем так, чтобы эта информация была доступна вузам, чтобы они могли свои программы под эти потребности корректировать, - пояснила профессор. - Это может стать важной основой для принятия грамотных решений.