14.08.2024 05:13
Поделиться

Как живет единственный в Хабаровском крае храм, построенный на "гектаре"

Жительница села Котиково Вяземского района оформила на себя "дальневосточный гектар", чтобы поставить на нем православный храм. Сейчас здесь небольшой, но действующий приход. Насколько удачно такое использование земли, узнала корреспондент "РГ".
Ирина Троценко/РГ

Форма и содержание

От Хабаровска до Котикова добираться чуть больше двух часов на авто. Выезжаем в субботу ранним утром, чтобы попасть на службу и застать всех действующих лиц: настоятеля и паству. В другое время храм будет закрыт на ключ - в селе с этим просто.

По телефону объяснили, что найти его легко. И точно - по главной дороге, которая и называется Центральной, мимо аккуратных домиков, сельпо, возле которого пасутся дородные коровы, доезжаем до храма.

Конечно, ожидали увидеть более презентабельное здание, но, наверное, в религиозных объектах главное все же содержание, а не форма. Одноэтажный деревянный дом стандартной сельской постройки, чей фасад явно давно нуждается в покраске. Над крышей - темный купол с крестом, на котором нет привычного избалованным обитателям мегаполиса золотого покрытия. Рядом припарковано авто - значит, сегодня службу ведет батюшка. Для сел обычная практика, когда один священник окормляет сразу несколько приходов. Пробираемся ко входу, старательно обходя коровьи лепехи, раскиданные по траве, - все ж таки буренки пасутся не только у сельпо.

"Спорительница хлебов" - так называется икона Богоматери, в честь которой назван приход. Самое подходящее для сельской местности название - тут тебе и про урожай, и про душу. Внутри обжито пока одно помещение - сейчас в нем идет служба.

Здесь все по-простому. Алтарь обозначен ковриком, на него не может ступить нога непосвященного, тем более женщины. Отец Андрей в золотом облачении поворачивается спиной к пастве, чтобы готовиться к обряду таинства. Но не отвлекается и от того, что происходит в храме, периодически поправляя своих чтецов.

- Волнуются, батюшка, гости у нас, - подает реплику сидящая у печки баба Женя.

- Тише, баб Жень, не сбивай, - шикают на нее товарки.

Всего на службе шесть селянок, две из которых у аналоя в роли чтецов старательно ассистируют священнику. Оглядываюсь по сторонам, пока женщины, как умеют, выводят "Символ Веры". Приход чистенький, но не богатый. Нет сверкающих златом и драгоценностями икон, часть образов разномастная, значит, были они презентованы или приобретены по случаю. Под ними - сноп сена в пакете символизирует название храма - "Спорительница хлебов". На стареньких табуретках, составленных в углу, вязаные разноцветные салфетки. Там же сидит, опираясь руками на палку, баба Женя - наготове, вдруг понадобится встать. Над ней - скромная приходская библиотека. На полке - предмет гордости котиковских православных. Книга, попавшая к ним не иначе как по божьему промыслу. Одна из икон, подаренная храму, неожиданно упала со стены, у нее отскочил притвор, и оказалось, что внутри лежала книга на старославянском языке. Ее не читают - сложно, но берегут и охотно рассказывают историю ее появления. Должны ж быть у прихода свои чудеса!

На селе секретов нет

Служба заканчивается, женщины по одной подходят на причастие.

- Баб Жень, ну ты куда рванула? А крест поцеловать?

- Видали? Она уже за стол спешит!

Все - и батюшка, и спешащая с палкой баба Женя - смеются. Сегодня у них прекрасное настроение - приехал отец Андрей.

- Девочки, достаем! - звучит команда старосты Галины Федоренко, и все вокруг приходит в движение.

Девочки 60+ лихо выдвигают стол, вынимают из сумок приготовленные накануне угощения, расстилают скатерть - трапеза готова! Снова молятся и приступают к еде.

- Удивляет, что накрыли стол? Так ведь батюшка приехал, для нас праздник, - объясняет помощница старосты тетя Надя. - Примерно раз в месяц нам везет: можем к причастию подойти, исповедаться. Не все же могут в Вяземский в храм ездить, тем более что автобусов сейчас туда нет.

В маленьком приходе есть и свои нюансы - в котиковском храме нереально сохранить тайну исповеди.

- Если уж кому сильно надо, мы выйти в коридор можем, но чаще наши бабушки не стесняются и так все говорят. Да и какие могут быть на селе секреты? Мы же тут все на виду, - улыбаются прихожанки.

Земля, прощай!

За столом тон разговора задает батюшка - это правило. Рассуждают на темы евангельские либо житейские. Сегодня тема на злобу дня - церковная староста Галина Федоренко вынуждена отказаться от "дальневосточного гектара", на котором стоит храм.

- Пять лет прошло, как я землю оформила по программе "Дальневосточный гектар", и надо подтвердить, что на нем есть жизнь. Но не удалось узаконить здание - не отыскали концов, кому оно раньше принадлежало, чтобы перевести его на себя. Надеемся, что если откажусь от участка, здание признают бесхозным и передадут затем епархии, чтобы мы могли дальше обустраивать его, - объясняет Галина Юрьевна. - Все упирается в землю, никак не получается вопрос с ней решить. И не нужна она никому, и оформить не удается. Руки опускаются уже…

Своего храма в селе Котиково не было отродясь. Ездили в поселения покрупнее, собирались в местной библиотеке, пока не решили - надо свою церковь заиметь. Старое разломанное здание, в котором когда-то в советское время обитал магазин, стали восстанавливать своими силами, а землю под ним по программе "Дальневосточный гектар" взяла Галина Федоренко. Брала сразу под строительство храма - случай настолько редкий, что про нее протрубили многие СМИ.

Храм из бывшего райпо лепили своими силами. Кто с пенсии, кто с зарплаты откладывал деньги, чтобы купить стройматериалы, скидывались на купол и молились за тех, кто жертвовал средства. Пока обустроили одну комнату, с иконами, а во второй хранят дрова для печи. Зимой в качестве истопника выступает баба Надя - приходит раньше всех и топит печь. На дрова сбрасываются сами и подкидывают соседи. С ремонтом помогали всем миром - обходили земляков, подсобили кто деньгами, кто досками, кто собственными силами. Дело-то благое - и детишек покрестить теперь есть где, не надо везти за тридевять земель, и отпеть опять же. Да и батюшка на селе пользуется авторитетом. Местные рассказывают, как усмирял двух любителей выпить. Кстати, одной из первых в храме появилась икона "Неупиваемая чаша" - обычно в деревнях пользуется спросом, у нее просят, чтобы родственники бросили пить.

- Редко кто бывает помимо костяка прихода, - признается протоиерей Андрей Колобов. - В основном только креститься приходят, но этого же мало, чтобы христианином быть. Приход тут не самый маленький, в соседнем селе вообще два человека всего. Но это же только начало - люди добавятся, нельзя бросать. К Богу идут же, в основном, когда беда случается, и тут нельзя, чтобы человек один остался.

Прихожанки подтверждают - всех привело горе. Где еще утешения искать? Вместе и поплачешь, и посетуешь, в храме, пусть и не таком блестящем, как у богатых городских приходов, есть самое главное - душевность.

- Мы тут как семья одна, рады, если к нам новые присоединятся. И власти наши понимают, что надо храм сохранить, но не знают, как. Очень надеемся, что публикация в "РГ" поможет нам решить эту задачу, - говорит Галина Федоренко.