Еще недавно на внутриквартальные территории не распространялся контроль дорожной полиции, а у городских и муниципальных властей не было механизма выявления нарушений и привлечения к ответственности тех, кто их допустил. Ситуация начала меняться с 2021 года, с введением ответственности за ненадлежащее размещение транспортных средств во дворах.
Еще более важно то, что вслед за текстом закона появились следящие за его исполнением городские службы, оснащенные современными техническими средствами. Правда, их силы для огромного мегаполиса пока выглядят более чем скромными. По данным подведомственного Государственной административно-технической инспекции (ГАТИ) СПб ГКУ "Управления по мониторингу", сегодня за соблюдением норм благоустройства во дворах следят 15 экипажей на автомобилях, оснащенных программно-аппаратным комплексом "Дозор-М3". Нарушения фиксируются круглосуточно в автоматическом режиме, для чего экипажи машин работают посменно.
Две трети нарушений, выявленных за январь - июль 2024 года (16 тысяч из 26 тысяч), касаются размещения транспортных средств на газонах. Остальная доля в основном приходится на перегораживание подъездов к контейнерным площадкам, мешающее вывозу мусора, и размещение автомобилей в створе парадной, затрудняющее вход и выход из дома. Число штрафов растет, но это не означает, что петербуржцы и гости города стали чаще бросать машины где попало: просто расширились технические возможности по выявлению нарушителей, отмечают в ГАТИ. О проблемах с вывозом мусора из-за нерадивых водителей напрямую сообщают сотрудники регионального оператора по обращению с ТКО.
Фиксировать нарушения правил благоустройства помогают технологии искусственного интеллекта. Уже на восьми служебных автомобилях управления по мониторингу установлены комплексы нейросетевой аналитики. Ситуация с парковкой - только часть их повседневной работы. Умная камера одновременно распознает дефекты дорожного покрытия, несанкционированные графические изображения, незаконно установленные кондиционеры на фасадах зданий. По всем выявленным случаям ГАТИ выносит постановления о штрафах.
Другим важным источником информации о безобразиях внутри кварталов стали представители муниципальных образований. На встречах с ними определяются "горячие точки", где правонарушения происходят систематически. Такие проблемные адреса вносятся в маршруты патрулирования экипажей, а муниципалы тем временем решают вопрос об установке в таких местах малых архитектурных конструкций, препятствующих незаконной парковке.
Но наибольшее число жалоб на горе-парковщиков поступает от простых петербуржцев: их число измеряется десятками тысяч в год. Сигналы идут по разным каналам - через органы государственной и муниципальной власти, коммунальные службы и социальные сети. Ни одно обращение без внимания не остается, заверяют чиновники. Для того чтобы добиться максимально быстрой реакции на нарушение, лучше всего воспользоваться сервисом "Неправильная парковка", размещенным на видном месте на сайте ГАТИ.?При помощи интерактивной формы там можно проинформировать об адресах нарушения правил внутриквартальной парковки, указав их локацию на карте, тип нарушения и его подробности, и приложить фотографии.
Оформленные с помощью данного сервиса обращения также используются для составления и корректировки маршрутов мониторинга. Прибыв в указанное гражданами место, камера аппаратно-программного комплекса зафиксирует факт нарушения и его виновника (по госномерам автомобиля), после чего в отношении него будет оформлено постановление о штрафе. Кстати, собираемость таких штрафов уже достигает 80 процентов, и "прощать" уклоняющихся от оплаты нарушителей никто не собирается.
Лучшим способом борьбы за наведение порядка во дворах все-таки является профилактика. Ее элементом может стать появление специальной внутриквартальной маркировки, которой будут обозначены запретные для стоянки и остановки зоны: контейнерные площадки, пешеходные коммуникации, пожарные гидранты, а также места поворотов, которые всегда должны быть свободны для беспрепятственного проезда автомобилей экстренных служб.
Поправки в городское законодательство об ответственности владельцев автомобилей и мотоциклов за размещение транспорта на участках внутриквартальной маркировки уже находятся на рассмотрении органов власти. В управлении по мониторингу готовы к их немедленному применению сразу после вступления в силу. "Мы надеемся, что благодаря нанесению этой маркировки во дворах станет проще проезжать автомобилям специальных служб. Плюс это облегчит работу технических средств, осуществляющих коммунальные функции, уборку дворов. Поэтому на эту маркировку у нас очень большие надежды", - говорит замдиректора управления Алексей Новиков.