14.08.2024 15:30
Поделиться

В Кронштадте завершают реставрацию фортов Александр I, Петр I и Кроншлот

Долгое время памятник фортификационного искусства в Кронштадте находился в запустении и постепенно ветшал. Три года назад начались работы по восстановлению трех сооружений. Сейчас объекты находятся в состоянии 80-процентной готовности. После реставрации форты Александр I, Петр I и Кроншлот станут частью туристического кластера.

Кронштадтские форты - уникальный памятник военной архитектуры, история которого уходит в начало XVIII века. Сооружения, строившиеся на искусственных островах в Финском заливе, не раз защищали город от наступающего врага. Форты возводились постепенно с 1704 года. Со временем система обороны Кронштадтской крепости стала насчитывать 19 сооружений. Многие из них создавались заново или кардинально перестраивались в середине XIX века.

В XX веке форты утратили военное назначение, но продолжали использоваться армией и флотом в качестве складов, лабораторий и мастерских, из-за чего подвергались частичному видоизменению. Из состава фортификационных сооружений форты Кронштадта были выведены только в 1986 году.

Так с 1980-х годов форт Александр I стоял заброшенным и постепенно разрушался. На объекте полностью отсутствовала кровля, и из-за постоянных осадков развалились своды и стены, рассыпалась кирпичная кладка. В прошлом году завершились работы по реставрации и дворового фасада. Закончить воскрешение Александра I планируют в 2025 году. Форт еще предстоит благоустроить и провести в его стенах работы по отделке интерьеров. В результате здесь должна появиться музейная экспозиция, посвященная истории противочумной лаборатории. Также форт будет вмещать залы ресторанов и небольшое количество номеров для гостей.

Реализовать все эти работы в акватории Финского залива очень непросто, самое логистически неблагоприятное расположение имеет сосед Александра - Кроншлот. Форт со всех сторон окружен круглогодично действующими фарватерами - основным Кронштадтским, Ломоносовским и каналом грузового района Бронка, из-за чего зимой невозможно доставить необходимые строительные материалы по льду. За полгода активной фазы навигации нужно успеть перевезти все необходимое впрок. Но рабочим добираться на форт нужно и зимой. Они это делают на аэролодках - специальных судах, способных преодолевать и лед, и водяную поверхность.

Кроншлот включает 14 объектов различного назначения. Самая давняя постройка - здание восьмигранной башни 1804 года. Есть и более поздние сооружения, например Николаевская батарея - 1850-60 годов, а также здания начала XX века. Особенным форт делают и два маяка 1891 года постройки. Несмотря на сложность локации, большая часть работ уже проведена.

Также на территории Кроншлота есть гидротехнические сооружения - куртины. Это гранитные набережные, которые стоят на бревенчатом основании.

Обновилось и здание Николаевской батареи. В нем укрепили стены и провели "ювелирную" работу по починке кирпича. Как и на других фортах, на замену каждому деструктированному кирпичу вставлялись исторические, предварительно очищенные и подверженные биообработке экземпляры.

Работы не меньшего масштаба провели и на форте Петр I, который строился при первом российском императоре и изначально носил название Цитадель. Однако форт не сохранил первоначальный облик: в 1824 году после наводнения его отстроили заново.

После завершения работ в помещениях форта разместится музей, посвященный пороховому делу, поскольку исторически в Петре хранился порох Петербурга.

Форты Петр I и Кроншлот собираются представить публике в 2025 году. Александр I должен открыть свои двери для посетителей в 2026 году. Судьба же остальных фортов пока определена не так четко.