В Петербурге проекты формата донейшн перешли на более традиционные бизнес-модели

В Северной столице бизнес, существующий по донейшн бизнес-модели, скорее редкость, нежели устойчивое явление. Многие заведения закрываются или переходят в смешанный формат, оставляя посетителям выбор оплаты лишь по некоторым услугам или позициям. Корреспондент "РГ" выяснял, действительно ли бизнес по принципу "Плати сколько хочешь" - утопия.

Донейшн хоть и редкое, но далеко не новое явление. Суть такой системы заключается в отсутствие фиксированных цен на услуги или товары. Но это не означает, что они предоставляются бесплатно. Клиент сам решает, сколько ему заплатить, давая предпринимателю честную оценку.

Система свободной оплаты используется повсеместно - в заведениях общепита, антикафе, креативных пространствах и парикмахерских. За рубежом без установленного прайса ведут деятельность даже отели и рекламные агентства (с примечанием, что если они посчитают, что клиент сильно недооценил работу, то откажутся от повторного взаимодействия).

В Петербурге проекты подобного формата - единицы. За последние 5-10 лет многие заведения закрылись, а оставшиеся полностью или частично отошли от модели клиентского ценообразования.

Отдельное направление в городе сформировали объединения занятий йогой. Так, 11 лет назад Юлия Чай создала по системе донейшн сообщество Generation Yoga. Встречи проходили в необычных местах - на крышах, в лофтах и парках города на Неве.

- В какой-то момент нам пришлось перейти на фиксированную оплату, потому что росла команда и бизнес. 10-12 лет не было сильной конкуренции, а сейчас уже выделяются основные игроки, и акцент идет на повышение качества предоставляемых услуг. И поскольку мы теперь работаем с большими площадками, за аренду которых платим сами, конечно, мы не можем рисковать и делать это за донейшн, - рассказала Юлия Чай.

Она добавила, что за все время существования Generation Yoga донейшн рос вместе с остальными ценами. В 2014 году он составлял 100-300 рублей, а в 2020-м уже 400-600 рублей, в зависимости от мероприятия. Примерно в это время сообщество и отказалось от системы "Плати сколько хочешь".

- Интересно, что при переходе на фиксированную стоимость (на 20-30 процентов выше среднего донейшн) посещаемость практически не изменилась. В доходе, конечно, мы выросли, - резюмировала Юлия Чай.

Систему "Плати сколько хочешь" примеряет на себя и общепит. В 2019 году в Пушкине появилось кафе одного блюда "Борщ", где хозяева подавали разные вариации красного супа: с мясом, с лисичками, постный и др. Гости покупали угощение не по себестоимости, а за донейшн. Сейчас кафе позиционирует себя как ресторан-клуб любителей борща, а позиции в меню получили фиксированную стоимость. Но и от истоков заведение полностью не отказалось. Например, борщ "Завтрашний" идет по договорной цене, а "Постный" - за сколько не жалко. Но стоит отметить, что заведение входит в крупный ресторанный холдинг.

От системы донейшн со временем отошла и мастерская авторского кофе "Аддис", работавшая с 2014 года. Гостям предлагалось выбрать один из нескольких способов приготовления кофе: по-эфиопски, по-восточному, по-королевски и т. д. Посетители платили, выходя из кофейни, кладя в специальную коробку ту сумму, которую считали нужной. Позже заведение установило рекомендованные цены, с 2016 года начало работать по прайсу, а в 2020-м закрылось.

В городе также есть креативные пространства, похожие по концепции на антикафе. Посетители приходят туда провести время за настольными играми и чаем с печеньем или поучаствовать в организуемых местом мероприятиях. Также гостям предлагается приобрести авторские товары по установленным ценам.

Одним из примеров таких заведений в Петербурге является творческая мастерская "Каледонский лес", которая существует уже около 10 лет. На первоначальном этапе создатели вложили в пространство 100 тысяч рублей собственных средств. Сумма ушла на аренду дома-флигеля с двускатной крышей в центре города, ремонт и обустройство интерьера. Затраты на аренду начали окупаться примерно со второго месяца, а на зарплату работникам выручки стало хватать спустя полгода. Позже с помощью краудфандингового сбора творческая мастерская открыла вторую точку. Также по просьбам посетителей в пространстве добавили меню с рекомендованными ценами.

Со временем антикафе переместилось в другую локацию. Сегодня в доме-флигеле располагается похожее арт-пространство "Чаща Попроще".

- Возможность выпить чай или кофе за донейшн - это скорее дополнительная опция, существующая ради самоокупаемости, а не коммерция. Точно так же и мастер-классы: они балансируют на грани стоимости расходников и просто помогают не терять форму. Все товары у нас висят по твердой цене, и с этих продаж мы платим налог, - объяснили корреспонденту "РГ" в пространстве.

Также доход креативным пространствам приносит сдача помещений в аренду под мероприятия. В "Каледонском лесу" это 500-1000 рублей в час, в "Чаще Попроще" - 4-7 тысячи рублей за день аренды всего пространства, включающего чердак и комнату.

В расходы на поддержание заведения входят аренда помещения, оплата коммунальных услуг, работа персонала, который встречает и обслуживает гостей, а также закупка чая и кофе.

Подобные примеры - скорее идеальное совпадение бизнес-модели с концепцией. Арт-пространства быстро обзаводятся постоянными посетителями, которые нередко становятся приятелями с владельцами заведений. Поэтому гости добросовестно отвечают себе на вопрос "Выжил бы проект, если бы каждый столько платил?". В то же время люди, желающие получить блага пространства бесплатно, со временем становятся редкостью. Но в заведениях с более неоднородной аудиторией, например в сфере общепита, эта закономерность исчезает, и местные диковины пропадают.

- Некоторые исследования показывают, что менее 30 процентов проектов, работающих по системе донейшн, становится долговременными и устойчивыми, - заключает собственник и СЕО компании "АВС-Консалтинг" Александр Степин.