Поделиться

Как сделать региональные стратегии интересными для крупных инвесторов и бизнеса

Недавно мы подключились к работе над стратегиями экономического развития субъектов РФ. Проанализировали около десятка действующих документов и нашли в них один общий недостаток: читающий их предприниматель никогда не поймет, будет ли спрос на его товары или услуги в регионе в ближайшем будущем или нет.

Разделы стратегий, посвященные экономическому развитию, как правило, состоят из трех частей. Первая описывает текущее состояние экономики. Вторая - крупные инвестиционные проекты, которые точно будут реализованы. Третья - региональные меры финансовой поддержки экономики. И больше ничего.

Главная моя претензия к изученным стратегиям состоит в том, что представитель малого и среднего бизнеса, читая ее, не увидит для себя возможной ниши, не поймет, к реализации какого из крупных инвестпроектов он мог бы присоединиться. Если компания изначально не попала в пул тех, кто участвует в таких проектах, ей как будто бы и места нет в будущем региональной экономики. Но так быть не должно.

Крупные инвестиционные проекты, реализуемые в регионе, в стратегиях нужно описывать не в ретроспективе, а в перспективе: давать данные не об объеме уже вложенных средств и созданных рабочих мест, как это принято, а о том, какие потребности есть у нового проекта. Это позволит местным компаниям предложить свои услуги и варианты решения проблем, создать новые кооперационные цепочки, помочь субъектам малого и среднего предпринимательства внести свою лепту в развитие мегапроектов и получить долю выручки. Что в конечном счете позитивно скажется в целом на экономической активности в регионе.

Полезно было бы также дополнить стратегии анализом георесурсного положения региона, а также составить "карту" действующего бизнеса, поделенного на кластеры. Это нужно крупным инвесторам, которые ищут площадки для размещения промышленных объектов. Для них чрезвычайно важна сеть потенциальных партнеров в регионе - поставщиков сырья, подрядчиков, дистрибьюторов продукции.

Приведу позитивный пример из этой области. Недавно мы делали аналитику для одного из российских субъектов и поняли, что там очень хорошо развито производство кабелей, в том числе для электроники. Эта информация стала критически значимой для крупного инвестора, который принял решение разместить завод печатных плат именно в этом регионе, потому что там для этого имеется хорошая ресурсная база.

Разумеется, чтобы включить в стратегию правдивую аналитику, нужно проделать огромную работу: провести полевые маркетинговые исследования основных рынков, изучить полученные данные, на их основе спрогнозировать варианты развития экономики. Работа нелегкая, но без нее исчерпывающе отразить в стратегии потенциал территории невозможно.

Подводя итог, скажу: в моем представлении хорошая стратегия экономического развития региона должна в каком-то смысле напоминать "пирог", каждый из слоев которого отражает интересы разных групп экономически активного населения - крупного, среднего и малого бизнеса, наемных сотрудников, молодых специалистов, только планирующих свой карьерных трек, и т. д. Лишь в таком случае стратегия перестанет быть формальной бумагой для отчетности и превратится в действительно пригодный для реализации документ, интересный и власти, и бизнесу.