Интересно, что правила передвижения на различных транспортных средствах стали появляться еще задолго до обозначенной даты. Первые ограничения касались колесниц и частных повозок, которым Юлий Цезарь запретил проезд по городским улицам в определенные часы. Он же ввел одностороннее движение, чтобы встречное движение колесниц не наводило хаос на улицах.
Россия еще до появления автомобилей передвигалась по своим просторам на лошадях, поэтому первые отечественные правила дорожного движения тоже касались лошадей: сначала почтовых трактов с перекладными, а потом и городских извозчиков. В России времен Петра I городовые полиции следили за порядком на дорогах. Именно при Петре Великом появилось правило разъезда с правой стороны. Также с его подачи в Санкт-Петербурге была учреждена полиция, которая отныне следила за безопасностью дорожного движения. Извозчиков тоже постепенно стали регулировать: для них ввели специальные лицензии (совсем как для современных таксистов). Любовь русских к быстрой езде стала очевидна довольно быстро с развитием транспорта в городах: уже при императрице Анне Иоанновне за несоблюдение скоростного режима не просто штрафовали, а секли розгами и ссылали на каторгу. Кстати, лошадей тогда конфисковывали и передавали в пожарную охрану.
Со временем правила дополнялись объяснением проезда перекрестков, вводился запрет на обгон, у пешеходов (а еще у крестного хода и похоронной процессии) появилось преимущество на движение.
В СССР первые водительские удостоверения стали выдавать в 1920-х, а единые автомобильные правила дорожного движения для всей огромной страны приняли в 1961 году на основании женевской "Конвенции о дорожном движении" (наша страна подписала ее и придерживается до сих пор).
Базовые правила дорожного движения схожи во всех странах - это позволяет избежать транспортного коллапса и повысить безопасность всех участников дорожного движения. Везде мы стоим на красный, а двигаемся на зеленый, пропускаем пешеходов, пристегиваемся ремнями безопасности, выполняем требования дорожных знаков и разметки, соблюдаем установленную скорость, пропускаем помеху справа, не разговариваем по телефону за рулем и многое другое. Российские правила дорожного движения кто-то называет более лояльными по сравнению с зарубежными, кому-то же они кажутся более строгими. Все зависит от того, что и с чем сравнивать.
К примеру, на наших дорогах планка нештрафуемого порога скорости в 20 км/ч выше многих стран и крайне лояльна. К вопросу перевозки детей в автомобилях в России относятся очень строго. В первые месяцы жизни ребенка для транспортировки детей используют автолюльку с маркировкой 0. Пассажир от года до 7 лет обязательно должен ехать в машине в детском автокресле или детском удерживающем устройстве другого типа, соответствующем его росту и весу. Детей от 7 до 12 лет на заднем сиденье машины разрешается перевозить не только в детских автокреслах лицом по ходу движения, но и с использованием штатного ремня безопасности (при росте ребенка выше полутора метров). На переднем сиденье авто пассажир до 12 лет должен обязательно размещаться в спецустройстве.
Действующие сегодня в нашей стране Правила установили в 1993 году. Как раз спустя 100 лет с момента выдачи первых прав в мире. Но с тех пор в них постоянно вносятся изменения - по мере того, как меняется транспортная система в стране и обстановка на дорогах. Предполагается, что в скором времени будут внесены очередные поправки, которые коснутся новых средств передвижения: самокатов, гироскутеров, сигвеев, моноколес, электровелосипедов и других модификаций современных средств индивидуальной мобильности (СИМ).
Если в некоторых американских штатах водителям таких средств выезд на проезжую часть запрещен под угрозой штрафа в 1000 долларов, то у нас таких водителей пока тщетно пытаются призвать к порядку и соблюдению правил. Правила дорожного движения для СИМ появились только в 2023 году и будут совершенствоваться. Штрафы буду увеличиваться, а СИМ попробуют обязать регистрировать. Хотя не факт, что получится. В ПДД планируется ввести правила остановки и стоянки СИМ, чего очень ждут во многих городах, где кикшеринговые самокаты частенько паркуются в самых неподходящих местах. Водители СИМ, как и водители автомобилей, должны будут останавливаться по требованию сотрудников ГИБДД и проходить проверку на трезвость. Обязательные индивидуальные номера для СИМ позволят контролировать их водителей теми же технологическими решениями, которые когда-то помогли снизить автомобильную аварийность: с помощью комплексов фотовидеофиксации.
К сожалению, не все участники дорожного движения соблюдают правила. Это приводит к увеличению количества аварий и создает угрозу безопасности на дорогах. Для обеспечения соблюдения правил Госавтоинспекция регулярно осуществляет рейды, направленные на выявление нарушителей ПДД, активно проводит социальные и информационные кампании для повышения осведомленности участников дорожного движения о правилах и нормах поведения на дорогах.
Обеспечивать соблюдение правил дорожного движения и повышать уровень безопасности на российских дорогах инспекторам ГАИ помогают современные технические средства - комплексы фотовидеофиксации нарушений, которые на сегодняшний день являются одной из действенных и эффективных мер в снижении уровня аварийности на дорогах. Так, у камер фотовидеофиксации есть ряд важных преимуществ, например бесперебойная работа при любых погодных условиях: будь то дождь, мороз или жара. К тому же камеры работают круглосуточно и могут фиксировать гораздо больше нарушений, чем инспектор ГИБДД, который, в свою очередь, сосредоточен на выполнении более стратегических задач, таких как экспертный анализ аварийности на дорогах и определение списка мест установки комплексов фотовидеофиксации.
Во всем мире применение фотовидеофиксации считается доказанным способом ликвидировать места концентрации ДТП и снизить уровень аварийности в местах размещения комплексов. Что поделать, но именно у дорожных камер лучше всего получается "убедить" водителей соблюдать ПДД, нарушение которых - главная причина всех дорожно-транспортных происшествий.
Эффективность комплексов фотовидеофиксации отмечают в Московской области: дорожная инфраструктура этого региона с точки зрения оснащения комплексами фотовидеофиксации на сегодняшний день считается одной из самых передовых и эффективных на территории России по снижению уровня аварийности.
Согласно региональной статистке, ежегодно в местах установки комплексов отмечается снижение основных показателей аварийности: в 2023 году количество ДТП снизилось на 25%, количество погибших - на 20%, а количество раненых - на 28% по сравнению с 2022 годом.
"Мы отмечаем не только положительное влияние на соблюдение ПДД водителями, но и существенный рост безопасности дорожного движения в Подмосковье. В первом полугодии 2023 года на участках трасс М-1 "Беларусь", А-105 "Подъезд к аэропорту Домодедово", М-2 "Крым" были зафиксированы восемь ДТП, в которых 13 человек получили ранения различной степени тяжести и один человек погиб. В том же году аварийные участки оснастили современными комплексами фотовидеофиксации "Азимут 4". И уже за полгода 2024-го количество ДТП на этих участках дорог сократилось на 75%, число погибших на 100%, а число раненых на 46%", - рассказал заместитель председателя правительства - министр транспорта и дорожной инфраструктуры Подмосковья Алексей Гержик.
Жители регионов с развитой системой фотовидеофиксации тоже замечают, что с внедрением комплексов фотовидеофиксации движение "успокаивается", на дорогах становится безопаснее, а каждый выезд на трассу перестает быть гонками на выживание. Все чаще встречаются новости о том, что граждане просят установить комплекс на том или ином участке дороги, особенно в черте населенного пункта.
Но не стоит забывать, что даже такие современные и технологичные средства лишь фиксируют признаки нарушения ПДД. Их соблюдение все равно остается на совести каждого участника дорожного движения - пешехода, автомобилиста, водителя автомобиля или СИМ. Но может в Международный день правил дорожного движения стоит их строго соблюдать? Даже без угрозы штрафа?