Чем больше курак, тем больше изобилия в семье

Что общего между русским лоскутным мастерством и кураком - древней техникой лоскутно-мозаичного шитья кыргызов? И есть ли место этим направлениям искусства в современных мегаполисах, в которых преобладает хайтек? О своем пути, устланном кусочками ткани, "РГ" рассказала художница Чолпон Аламанова. С ней мы встретились после XVIII Международного фестиваля традиционной культуры и ремесел "Оймо" в Бишкеке, в рамках которого Чолпон участвовала в выставке "Билге" в Музее изобразительных искусств имени Гапара Айтиева.
Чолпон Аламанова: Чем больше лоскутков между собой сшито, тем больше благ будет и изобилия в семье.
Чолпон Аламанова: Чем больше лоскутков между собой сшито, тем больше благ будет и изобилия в семье. / Архив Чолпон Аламановой

- Чолпон, почему именно курак, а не, скажем, современные виды швейного творчества?

Чолпон Аламанова: Это увлечение, пожалуй, началось еще до моего рождения - мама, будучи беременной мною, внезапно начала шить, вышивать, переделывать из разных вещей и кусков ткани. Придумывала что-то новое, украшала этим дом. Конечно, я не сразу, как родилась, начала шить (смеется). Но родители, у которых я была самым младшим ребенком, поддерживали все мои начинания. И всегда меня спрашивали: "Чем ты хочешь заниматься? Что тебе больше всего нравится?". Я ходила в музыкальную школу, танцевала в балетном классе. И если, будучи ребенком, разрисовывала стены, никогда не слышала от родителей упреков. Папа только иногда тихо вздыхал. Кстати, у мамы есть теория, что нужно внимательно наблюдать за женщиной во время беременности. Если ей особенно чем-то хочется заниматься, возможно, это желание и есть призвание будущего ребенка.

- Ваши родители творческие люди?

Чолпон Аламанова: Папа - энергетик. Принимал участие в том числе в строительстве Токтогульской ГЭС. Мама преподавала в музыкальном училище русский язык и литературу. Среди родственников у меня много преподавателей. Но художник я первый в семье. Родители меня в этом поддерживали. Правда, когда я собралась поступать в художественное училище, папа вновь вздыхал, говорил, что художники так плохо зарабатывают, живут бедно, вот только если удастся выйти хорошо замуж... Конечно, он переживал за меня. Но не мешал.

- Что в вашем понимании курак? Для вас лично, и как отражение кыргызской культуры?

Чолпон Аламанова: Сначала для меня это было просто хобби. Но после развода, который я тяжело переживала и очень долго была одна, полностью погрузилась в творчество. Курак без преувеличения стал для меня чем-то или даже кем-то очень близким. Он дал мне свободу узнавать мир. Ведь я много езжу с выставками, общаюсь с новыми интересными людьми и, конечно, зарабатываю. Курак меня утешает, восстанавливает, поддерживает и вдохновляет. В какой-то момент я даже решила, что со мной что-то не так: разговариваю с утюгами, которыми обрабатываю ткань, общаюсь с лоскутами, которые сшиваю в новое произведение... Я вкладываю в это свою энергию - и положительную, и отрицательную. Творчество, кстати, помогло мне пережить болезнь и смерть папы.

Что касается кыргызской культуры... Когда я только начала этим заниматься, у всех постоянно спрашивала: что такое курак? Информации было очень мало. В переводе с кыргызского это означает "кусочек ткани, лоскут". Как русское лоскутное шитье - у нас, кыргызов, курак. Есть у кыргызов, кстати, такое понятие, что чем больше лоскутков между собой сшито, тем больше благ будет и изобилия в семье. Но при этом если в доме случалось что-то плохое, курак убирали, чтобы он не множил печали. Вообще, в кураке очень много символизма и отражения нашего в прошлом кочевого образа жизни, когда отметается все лишнее, а то, что есть, превращается во что-то новое.

Чолпон с мамой Джыргал, которая не просто поддерживает, но и помогает дочери в творчестве. Фото: Архив Чолпон Аламановой

Сейчас весь мир трансформируется, и курак тоже находит новые значения. Он никогда не застывает в одном образе или назначении. И кстати, наши предки делали курак из соображений бережливости. Хорошей ткани было мало, поэтому даже остатки старались как-то использовать. Сейчас мы используем уже избытки ткани, чтобы не засорять и без того загрязненные города. Поэтому для меня курак - это история про заботу о своей земле, про любовь к родине, про сохранение традиций в современном прочтении. И, наверное, про твое внутреннее состояние, видение мира.

- С коллегами-художниками вы запустили проект "Курамика". Что это такое?

Чолпон Аламанова: Когда шьешь курак, понимаешь что ткань тленна, когда-нибудь она исчезнет. Именно поэтому мы собираем образцы, фотографируем - еще несколько лет и кураки, сшитые нашими предками, просто рассыплются. Вместе с тем курак ведь очень красив в интерьере. Настолько, что хочется им украсить буквально все пространство. Частенько, проезжая по Бишкеку и видя советские мозаичные панно из смальты (кубики из цветного непрозрачного стекла для мозаичных работ, - Прим.ред), думаю: "Господи, как красиво! Как бы хорошо украсил курак из такого же материала невзрачные стены городских этажек!". И я так загорелась этой идеей! Мы обсудили ее с друзьями, и я даже получила добро украсить таким образом стену одного из коворкинг-центров, но, к сожалению, пока это не удалось сделать по разным причинам. Сейчас же в творческой студии моих друзей проводятся попытки реализовать этот проект в керамике. Симбиоз техники и материала - так и появилась "курамика".

- То есть из глины вы делаете панно в стиле курак?

Чолпон Аламанова: Пока что только плитку. И это первые пробы. Нужно понять, как какая глина себя поведет в помещении и на улице, как можно крепить, например, на фасады зданий. Подобного ведь пока никто не делал, поэтому очень много нюансов. На данном этапе это большая экспериментальная работа. Надеюсь, что все получится. Потому что я, признаюсь честно, как художник, специализирующийся на этой технике, хочу продвигать курак, чтобы его замечали, больше о нем знали, любовались им. Конечно, если в Бишкеке или любом другом городе будут украшения зданий в этом стиле, я только за!

- В интервью вы как-то рассказывали, что планировали поступить в один из московских художественных вузов, но тогда уже были закрыты квоты. Есть планы вернуться в Россию уже мастером, показать свое творчество?

Чолпон Аламанова: А я и приезжала! У меня была выставка в Этнографическом музее Санкт-Петербурга. Уже будучи членом Союза художников Кыргызстана, я проводила мастер-класс в Ясной Поляне. Было очень интересно, мы с российскими коллегами обменивались опытом, ходили друг к другу на мастер-классы.

Ключевой вопрос

Расскажите о грядущих проектах?

Чолпон Аламанова: Во время подготовки к выставке "Билге" нашла свое интервью десятилетней давности, где я говорила о мечте выпустить книгу про курак. И я решила, что откладывать больше никак нельзя. Нашлись коллеги, которые меня поддержали, выделили финансирование на работу и печать 500 экземпляров. С художником Эркином Болжуровым мы объездили практически всю республику в поиске кураков, проводили съемки в музеях, частных коллекциях, отзывались на каждое сообщение, если у кого-то остался курак от бабушек. Даже ради одного экземпляра мы готовы были ехать на съемки. Для чего эта книга? Чтобы можно было изучать это искусство, сохранить, хотя бы в виде фотографий, ранние образцы работ, которые, кстати говоря, отличаются и по регионам республики. Чтобы те, кто учится шить курак, мог копировать те или иные техники. Все художники сначала учатся, копируя произведения именитых мастеров.