15.08.2024 06:00
Поделиться

Банки отмечают кратный рост платежей по QR-кодам: что говорят эксперты

Оплата по QR-коду набирает популярность среди граждан. По данным опрошенных банков, число таких транзакций кратно выросло в первом полугодии, в том числе в интернете. При этом банковская карта по-прежнему остается наиболее предпочтительным способом оплаты для большинства людей.

Во втором квартале этого года клиенты произвели оплат по QR-кодам втрое больше, чем годом ранее, рассказали "РГ" в пресс-службе ПСБ. Отмечают кратный рост и в МТС-Банке. По статистике, число таких платежей в первом полугодии выросло в 3,5 раза по сравнению с тем же периодом 2023-го. Денежный оборот увеличился втрое, а число пользователей и частота платежей - на 66% и 30% соответственно, добавили там.

В Россельхозбанке также отметили, что количество платежей граждан по QR-коду во втором квартале возросло втрое. Их количество составило порядка 1,5 млн, а в эквайринговой сети за тот же период - 0,7 млн, что говорит о заинтересованности бизнеса.

"Мы видим активный рост платежей по QR-кодам. С каждым годом число и объемы транзакций увеличиваются в разы. Этому способствует удобство технологии - оплата доступна с мобильного телефона, наличие карты необязательно", - объяснили в ПСБ. Как считают в банке, технология все еще новая и в настоящее время доля оплат по QR-кодам в общем объеме платежей пока скромная, но интерес к ней будет стремительно расти.

Банковские pay-сервисы, оплата по QR-коду и другие альтернативные способы оплаты, в том числе BNPL-сервисы, становятся популярнее, подтверждает Вячеслав Рябцев, руководитель "Т-Кассы". "По нашим оценкам, сейчас доля покупок с помощью альтернативных способов оплаты составляет 22%, к концу 2025 года она увеличится до 30%, а к 2030 году картами будут оплачивать лишь 20% покупок онлайн", - прогнозирует он.

За квартал сумма и число покупок через СБП увеличились более чем на 20%, говорят в Банке России. В сравнении со вторым кварталом прошлого года - в 2,4-2,5 раза. Средний чек по операциям составил 1,8-1,9 тыс. руб., привели такие цифры в банках.

"Доля платежей по QR-коду составила 8,1% от общего количества транзакций по картам в первом полугодии 2024 года - год назад она была всего 2,7%", - поделились аналитики МТС-Банка.

Платежи по QR-коду стали альтернативой сервисам бесконтактной оплаты, указывают в банке. Сейчас они не зависят от операционной системы и доступны в любом банковском приложении. В кредитной организации отмечают, что основным драйвером развития QR-платежей стала онлайн-оплата. "Доля онлайн-платежей в первом полугодии 2024 года составила 23% от общего количества транзакций с помощью QR-кода", - отмечают там.

Самое большое количество платежей совершено в магазинах продуктовых сетей. Часто они сами, и другие продавцы, продвигают такой способ оплаты. Крупные торговые сети запускают различные акции с кешбэками или скидками, кто-то просто просит расплатиться иначе.

Под QR-платежами понимается на самом деле не только и не столько оплата, когда человек непосредственно наводит камеру телефона на QR и потом подтверждает платеж в банковском приложении, рассказал "Российской газете" эксперт на платежном рынке Максим Митусов. На деле это понятие шире. "В российском банковском сообществе под платежами по QR скорее понимаются любые некарточные платежи. В частности, все платежи, совершаемые по СБП", - объяснил он.

Сейчас мы действительно видим у себя расцвет альтернативных платежных методов. "СБП очень быстро растет. С ее помощью во втором квартале было совершено 850 млн покупок на общую сумму 1,5 трлн руб. И если сравнивать этот показатель с прошлогодними данными, то рост действительно впечатляющий", - считает эксперт. Тогда было 340 млн операций на общую сумму 0,62 трлн руб. И СБП растет сильно быстрее, чем карточные платежи: на эту систему приходится уже порядка 10-12% от общего объема безналичных розничных платежей.

Успех СБП объясняется несколькими причинами. Во-первых, эта технология распространилась как среди покупателей, так и среди продавцов. К тому же все банки наконец подключились и реализовали возможность платить, что произошло еще 2 года назад. СБП также массово продвигается и рекламируется, в том числе за счет акций.

В онлайне платежный сценарий СБП - лучшее, что доступно сейчас на российском рынке, говорит Митусов. "Тут нет никаких QR, там используются платежные ссылки. Это максимально простой и понятный сценарий оплат в приложениях и на веб-сайтах. Нет никаких смс-подтверждений, не нужно вводить реквизиты карты", - пояснил эксперт.