Основная цель - снижение диспропорций между Москвой и субъектами и развитие последних. Такая возможность появляется за счет перенаправления налогов госкорпораций в региональные и местные бюджеты. Рост доходов за счет переезда даже одной компании может оцениваться до десяти процентов общих налоговых поступлений. Это очень серьезные потоки, которые можно направить на решение социальных и инфраструктурных проблем. Подобные перемещения рождают и иные эффекты. Один из главных - развитие локального рынка труда. Переезд штаб-квартир будет сопряжен с необходимостью привлечения новых кадров высокой квалификации. Соответственно, появятся возможность карьерного роста для уже имеющихся трудовых ресурсов и понимание карьерных траекторий для молодежи, что способствует закреплению кадров в том или ином субъекте.
Переезд офисов организаций из Москвы качественно повлияет на развитие таких смежных отраслей, как общественное питание, различные услуги, строительство, гостиничный бизнес и так далее. Основные работники штаб-квартир - работники с доходом выше среднего, которые формируют дополнительный спрос.
Кроме того, станут необходимы дополнительные площади под административные помещения, гостиницы и отели для командированных, а также жилье для специалистов, которые решили переехать. Работа открытых офисов потребует модернизации транспортных сетей и телекоммуникаций. Так как речь идет в том числе о дислоцировании государственных компаний в Сибири и на Дальнем Востоке, появляется необходимость решения задачи по повышению транспортной доступности данных территорий.
В цифрах оценить масштабы довольно сложно. Но понятно, что синергетический эффект для региональной экономики будет серьезным. Сегодня есть примеры "релокации". Так, "Газпром" и ВТБ переехали в Санкт-Петербург. Перемещение "Газпрома" длилось три года, что позволило увеличить доходы бюджета города как минимум на 20 процентов, однако эта процедура до сих пор не завершена. ПАО "РусГидро" планировало перенос своих офисов в Красноярск с 2013 года, однако сегодня сформирована только концепция переезда, поскольку необходимо построить здание, где будет размещаться штаб-квартира. Такое глобальное перемещение - процесс не совсем легкий и быстрый.
Если говорить о Дальневосточном федеральном округе, то в качестве вариантов для переезда можно рассмотреть штаб-квартиры РУСАЛа, РЖД, Объединенной судостроительной корпорации и Совкомфлота. Но пока это только предположения. Скорее всего, госкорпорации будут распределяться равномерно, поскольку они, как правило, ведут свою производственную и операционную деятельность не в одном округе. Поэтому на уровне правительства примут решение о том, какие корпорации и куда переедут, чтобы в каждом регионе была своя так называемая точка роста.
Если говорить о рисках, то их также много. И именно они не позволяли реализовывать идеи о переезде, которые формулируются на различных уровнях уже более десяти лет. Отметим основные - по порядку, а не по приоритету.
Первое - это устоявшиеся управленческие связи. Их необходимо перестраивать, а в некоторых случаях даже создавать заново. И здесь есть серьезный риск снижения производительности по причине недостаточной координации и высокого социального напряжения.
Второе - потеря квалифицированных кадров. Москва - центр притяжения не только финансовых ресурсов, но и человеческих. Перемещение опытных работников из столицы в регионы - сложный процесс, требующий привлечения новых мотивационных механизмов. Как следствие, возможна потеря специалистов госкорпораций, которые могут не согласиться на переезд в другой субъект нашей страны. В таком случае потребуется долгое время на восстановление должного уровня квалификации работников.
Третье - невозможность формирования необходимой инфраструктуры в нужные сроки для деятельности госкорпораций.
Четвертое - увеличение расходов организаций на переезд, размещение, привлечение специалистов и иных процессов. Рост издержек предприятия будут стараться компенсировать повышением цен.
Важно понимать: любое решение такого плана сложное, имеющее много плюсов и в то же время множество рисков. Сложившиеся в России традиции сильной централизации формировались сотни лет, и, чтобы изменить ситуацию, также потребуются долгие годы. Успех во многом будет зависеть от степени вовлеченности всех участников процесса, от грамотной подготовки, координации действий.