Сметная стоимость важной для города инфраструктурной стройки оценивается в 5,87 млрд рублей. По меркам регионального и местного бюджетов - весьма приличная сумма. Поэтому руководство Кировской области еще в позапрошлом году заручилось поддержкой президента и премьер-министра, связав старт реализации строительства с 650-летним юбилеем города.
- О необходимости строительства объекта докладывал президенту России Владимиру Путину, мы получили федеральную поддержку. Знаю, как этот транспортный переход нужен и важен для жителей не только Кирова, но и районов области, - подчеркнул Александр Соколов. - Сейчас железнодорожный переезд в Нововятском районе - сплошное препятствие для всех водителей, которые едут в юго-восточном направлении.
Действительно, на протяжении десятилетий переезд через Транссиб в этой точке города становится причиной автомобильных заторов. Однако решение проблемы из года в год откладывалось из-за сложности и дороговизны проекта. Впрочем, независимые эксперты в дорожно-строительной отрасли обращают внимание на то, что подобные оценки имеют относительный характер - просто на Вятке ничего подобного еще не строили.
- Сложность объясняется тем, что автомобильная дорога пересекает железнодорожные пути в месте с очень большим перепадом высот. В этом месте фактически невозможно построить путепровод, что является обычным решением для транспортных развязок, - пояснил руководитель группы общественного контроля в дорожной сфере региональной Общественной палаты Константин Ситчихин.
Согласно документации, длина подземной части четырехполосного тоннеля действительно невелика - всего 36 метров. Однако подъездные пути к нему по проекту составят почти три четверти километра.
Общественный активист также обратил внимание на то, что стройка, на которую отводится чуть больше двух лет, может вызвать серьезные проблемы для жителей Нововятского района, дома которых расположены за переездом.
- Конечно, значительную часть нагрузки возьмет на себя Южный обход Кирова. Но чтобы попасть из одной части Нововятска (ранее район был самостоятельным городом. - Прим. ред.) в другую, придется делать очень большой крюк. Эта ситуация возникнет, поскольку, судя по опубликованным рендерам, трасса тоннеля совпадет с текущей дорогой, - обратил внимание Константин Ситчихин и уточнил: - Конечно, это только предположение на основе картинки. Конкретней можно будет сказать после объявления конкурса, когда опубликуют многие документы, связанные с проектом.
На этап объявления конкурса на строительство региональные власти планируют перейти уже в августе или в начале сентября, чтобы не откладывать проект тоннеля в долгий ящик, что может поставить его реализацию под угрозу. Подобная ситуация уже произошла с еще одним вятским инфраструктурным проектом - мостом через Чепцу. Смета того проекта не раз менялась в ожидании денег, но конкурс не состоялся. Ни одна строительная организация не польстилась на предложенную властями сумму.
Впрочем, по имеющимся данным, согласие одного из подрядчиков на строительство нововятского тоннеля уже есть. .