О продаже катера Севастопольским морским портом стало известно лишь спустя три года, когда Южная транспортная прокуратура обратилась в суд и потребовала отменить невыгодную городу сделку. Договор купли-продажи теплохода за 2,6 миллиона рублей был заключен между Севморпортом и индивидуальным предпринимателем в сентябре 2020 года.
Бизнесмен стал обладателем пассажирского катера на 250 мест за сумму, сравнимую со стоимостью маломерного судна. Уже после продажи частнику "Юпитер" работал на линии "Город - Северная", где самый большой пассажиропоток.
Катер был построен в 1981 году по проекту 1438, разработанному специально для Севастопольской бухты. В 1980 - 1984 годах Ильичевский судоремонтный завод выпустил для Севастополя 14 судов этого проекта. Несмотря на более чем 40-летний возраст, часть из них до сих пор работает на пассажирских линиях в городе, заменить их нечем.
На суде выяснилось, что при продаже "Юпитера" в 2020 году была подготовлена экспертная оценка. В ней отмечалось, что катер с 2016 года не эксплуатировался, износ составлял 90 процентов, а затраты на ремонт оценивались в 7,5 миллиона рублей. Но эта сумма не была подтверждена никакими расчетами. Суд пришел к выводу, что Севморпорт предоставил оценщику недостоверную информацию о стоимости ремонта теплохода, что привело к продаже его по заниженной цене.
"Юпитер" был выставлен на аукцион, на который заявился только один участник. Он и купил судно по стартовой цене. Предприниматель сообщил суду, что в тот же период Севморпорт совершил другие аналогичные сделки по схожей цене. К тому же продажа была одобрена владельцем имущества - департаментом по имущественным и земельным отношениям Севастополя. Однако эти доводы судья не принял.
Бизнесмен также заявил, что вложил в модернизацию судна 1,7 миллиона рублей. Но при этом не смог предоставить никаких документов и чеков в подтверждение. Суду он объяснил, что покупал и обновлял судно не как бизнесмен, а как частное лицо. Но этому факту также не нашлось подтверждений. Судно использовалось для массовой перевозки пассажиров, а не для личных или семейных нужд покупателя.
Новая экспертиза показала, что в 2020 году рыночная стоимость судна составляла 10,4 миллиона рублей. В результате модернизации к маю 2021 года она выросла еще на один миллион рублей. Также эксперт отметил, что теперь физически невозможно привести "Юпитер" в состояние, в котором он был в момент продажи.
"Признать договор купли-продажи пассажирского теплохода "Юпитер" проекта 1438 недействительной ничтожной сделкой", - сказано в решении суда. Бизнесмен обязан вернуть катер, а Севморпорт ему - 2,6 миллиона рублей.
Предприниматель имеет право обжаловать решение суда. Вероятно, он сможет подтвердить свои траты на модернизацию и получить за них компенсацию. На судно были наложены обеспечительные меры - с ним запрещено совершать любые регистрационные действия, пока решение суда не вступит в силу.
Сделка вызывает вопросы на фоне нехватки пассажирских катеров в Севастополе. По данным департамента транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры Севастополя, городу сейчас принадлежит десять катеров проекта 1438. Но фактически на линии выходят единицы, остальные требуют ремонта. В 2022 году город заключил контракт на ремонт пяти катеров на общую сумму 126 миллионов рублей, но работы до сих пор не завершены.
В этом году пришлось даже искать частные суда, чтобы выполнить обязательства по перевозке пассажиров. Объявлен конкурс на фрахтовку двух судов вместимостью более 90 человек.
Кстати
В 2019 году город заключил контракт с Государственной транспортной лизинговой компанией на постройку пяти судов для регулярных пассажирских линий за 3,2 миллиарда рублей. Их строительство застопорилось из-за проблем с поставками импортных комплектующих, сроки сдачи переносят снова и снова. В департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Севастополя "РГ" сообщили, что поставка ожидается в октябре 2024 года.
"Строительство катеров находится на этапе сборки и подготовки к проведению ходовых испытаний. Готовность составляет 70 процентов. Перенос сроков исполнения связан с необходимостью изменения узлов и агрегатов на отечественное оборудование", - сказано в ответе департамента.