Чего стоит только его жизнь в Америке, из которой он, эмигрант, писал Сталину письма, начинающиеся со слов "дорогой брат во Христе", и где его жена, агент советской разведки, охмурив самого Эйнштейна, добралась до Оппенгеймера с его ядерной бомбой. Сам Коненков в это время попал в секту, увлекся символами Апокалипсиса, на долгие годы замкнулся в себе, но каким-то невероятным образом смог предсказать начало и конец Великой Отечественной войны.
После Победы "дорогой брат" отправил за скульптором в США целый пароход.
Неужели все это про одного человека? Тот же вопрос висит в воздухе, когда гуляешь по залам Галереи искусств Зураба Церетели, где в эти дни проходит выставка "Вселенная Коненкова" - она посвящена 150-летию самого, пожалуй, странного скульптора XX века.
Всего на выставке несколько залов, более ста работ, и в каждой резец скульптора пытается добраться до самой сердцевины эпохи, безжалостно оголяя ее противоречия.
На фотографии - самая первая скандальная скульптура Коненкова, его дипломный проект в Петербургской академии художеств - "Самсон, разрывающий узы". Экспрессивная, изломанная, тяготеющая к Родену - ее тут же назвали "революционной", что в те годы было синонимом провала. Звание свободного художника три дня висело на волоске, но заступились Репин и Куинджи.
А "Самсона" уничтожили - от греха подальше.
По той же самой причине уже после революции с Красной площади вынесли его памятник Степану Разину. На фото, которые сохранились, вождь крестьянской войны будто бы пригвожден к позорному столбу, рядом лубочные головы рязанских сподвижников и персидская княжна, та самая, которую Стенька бросил в "набежавшую волну". Княжна из цемента, все остальные - из дерева.
"Необычайная заслуга Коненкова, что он впервые ввел дерево в сферу профессионального искусства, с тех пор дерево стало формой национального самосознания в русской пластике", - говорит Светлана Боброва, заведующая мемориальным музеем-мастерской Коненкова, фонды которого и составили юбилейную экспозицию.
Но и со старым добрым мрамором он смог сделать то, что для него никто никогда не делал. На выставке - мраморный портрет Баха. Символизм чистой воды. Кураторы рассказывают, что перед началом работы Коненков ушел в Оптину пустынь, чтобы изучать лица слепых музыкантов. В итоге моделью для образа композитора стал портрет слепой женщины. Парадоксально? А что там с композицией? Глаза Баха закрыты, голову обвивают две огромные змеи, и в то же время на лице - блаженство. "Если бы я не создал Баха, я бы не состоялся как скульптор", - признавался в конце жизни Коненков.
Мировое признание он получил в США, где прожил более двадцати лет. Как там оказался? Совершенно легально - сопровождал выставку советских художников и скульпторов. Почему он? А кто еще? Несмотря на конфуз со Стенькой Разиным, Коненкова называли первым скульптором молодой республики. И биография правильная - из крестьян, революцию поддержал, одна лишь помарка в реноме - разведен. Но прямо перед поездкой и это решилось - зарегистрировали брак с молодой красавицей, юристом Маргаритой Воронцовой.
Его американские работы - не только про искусство. Знаменитый портрет Альберта Эйнштейна - завязка истории, в которой еще немало белых пятен. Что известно наверняка - к тридцатым годам XX века Коненков был в фаворе славы, и в заказах нужды не знал. Однажды к нему обратился директор Института Высших исследований в Нью-Йорке с просьбой создать галерею портретов их учёных, Эйнштейн был первым в списке.
Об истинных причинах романа знаменитого физика с женой скульптора на выставке предпочитают не говорить, да и зачем? Легендарный разведчик Павел Судоплатов в своих воспоминаниях давно все рассказал: "Жена известного скульптора Коненкова, наш проверенный агент, сблизилась с крупнейшими физиками Оппенгеймером и Эйнштейном в Принстоне. Через супругов Коненковых к нам поступала важная информация о перспективах нового сверхоружия". Вот и правильно. Должно же искусство, как говорили прежде, служить своему народу?
Вот еще один важный портрет - композитора Сергея Рахманинова, исследователи говорили, что на самом деле это портрет всей русской эмиграции, смертельно тоскующей по России, но обреченной на невозвращение. Сам Коненков, вспоминая как работал над портретом и бюстом музыканта, о своей ностальгии не обмолвился… Знал, не сомневался, что вернется?
О жизни после возвращения Коненкова в Москву рассказывает отдельная глава экспозиции. И снова вопрос - это все тот же самый скульптор?
Впервые зрителям показали его "космогоническую" авторскую графику - для любителей разгадывать зашифрованные символы о конце времен. Подсказка - художник считал, что конец света начался в 1874-м году, просто все никак не может закончиться.
И здесь же - первая советская кинетическая работа "Космос" - очередная попытка объединить музыку и скульптуру. Здесь же его любимая оккультная символика, и любимый материал, дерево, из него сделаны люди и птицы, они соединены струнами, из которых можно извлекать звук. Все это куда масштабнее идей авангардистов, но если бы кто сказал об этом Коненкову, он бы обиделся - себя мастер считал реалистом, который с помощью резца извлекал музыку и возвращал "генетический код культуры".
"Он как бы в зримых формах осуществил то, что незримо", - сказал на открытии выставки первый вице-президент Российской академии художеств Виктор Калинин.
Разгадывать "Вселенную Коненкова" в Галерее Церетели зрители могут до 1 сентября. Кроме того, в этом году Российская академия художеств проведет еще научную конференцию "С.Т. Коненков. К 150-летию скульптора" и издаст альбом-каталог "Коненков".