"Мы не допустим, чтобы нашим производителям запрещали торговать", - заявил чиновник, добавив, что Казахстан "не будет слепо следовать санкциям", если они наносят урон национальным компаниям, которые являются главными работодателями в своих отраслях.
Жумангарин отметил, что некоторые меры, призванные навредить России, куда сильнее ударили по экономике Казахстана, и вводившие эти ограничения западные страны совсем не спешат как-то компенсировать издержки. Более того, некоторые российские компании за счет них сумели переориентироваться на внутренний рынок и создать более устойчивые цепочки поставок, как это произошло в сталелитейной промышленности. В итоге прибыль казахских предприятий досталась "тем, против кого и вводили санкции".
Несмотря на то, что Астана не присоединилась к санкциям против России после начала СВО, Казахстан старался придерживаться торговых ограничений, введенных странами Запада. По словам вице-премьера, страна просто "не выдержит", если против нее введут санкции: компании, которые попали в стоп-лист Минфина США, уже находятся в процессе закрытия.
"Каждый раз нам приходится торговаться", - заявил он. "Но, как стране, нам надо как-то жить".
В то же время Жумангарин намекнул, что Казахстан не будет исполнять ряд санкций. Так, он не присоединился к запрету поставок в Россию шарикоподшипников, которые считаются изделием двойного назначения, поскольку казахский завод изготавливает их по советским стандартам, которые практически нигде больше не используются.
Чиновник также подчеркнул, что до 88% расчетов между двумя странами проходят в национальных валютах.
Развивается и торговля с Китаем, основным сдерживающим фактором которой является логистика. Эта же проблема, наряду с санкциями, тормозит наращивание торговли с каспийским соседом Казахстана - Ираном. Астана не раз обращалась к западным "партнерам" с просьбой разрешить хотя бы транзит грузов через территорию Исламской Республики, но понимания в европейских и североамериканских столицах не находила.