Жители юго-запада Петербурга создали креативный "портрет" своего района

Считается, что в городах все самое интересное происходит в центре. А на окраинах заняться особо нечем - недаром эти районы называют спальными. Но жители юго-запада Петербурга решили сломать привычную схему и запустили проект "Драматургия окраин".
Участница проекта Полина Фраинд создала коллаж со своим видением юго-запада Петербурга.
Участница проекта Полина Фраинд создала коллаж со своим видением юго-запада Петербурга. / Наталья Гармаш/"Драматургия окраин"

Его участники с помощью самых разных практик - от фотографии до сочинения историй - исследовали знакомые места. И в результате все вместе создали карту-коллаж своего района. Этот необычный "портрет" позволяет не только увидеть, но и услышать, почувствовать, понять территорию. Проект не только показал, насколько она примечательна, но и стал основой для развития местного сообщества.

Слоеный пирог

Автора проекта Олесю Казакову на это начинание вдохновило рождение ребенка.

- Я тогда "заземлилась", стала много гулять с малышом по нашему Красносельскому району, общаться с соседями. До этого вся моя жизнь крутилась в центре города - я была куратором фестивалей современного танца и театра. А тут поняла, что живу в очень красивом зеленом месте, где много прекрасных людей. Мне не хватало здесь только современного искусства, каких-то арт-практик. И мы решили сами их организовать, - рассказывает она.

В начале 2023 года Олеся запустила проект в сокураторстве с другой жительницей юго-запада - Ольгой Каммари. Сначала его представили как социокультурную лабораторию по художественному исследованию Красносельского района. Но идея сразу нашла отклик и у жителей соседнего Кировского, поэтому "Драматургию окраин" посвятили всему юго-западу города. Площадкой для встреч и обсуждений стала библиотека "Маяк".

- Мы думали не только о своем районе, но и в целом о децентрализации культуры в Петербурге. Надо было создать точку притяжения для людей из других районов, в том числе экспертов по современному искусству. И к нам стали приезжать художники, драматурги, арт-терапевты, чтобы поделиться своими способами художественного исследования пространства, отношений друг с другом и себя лично, - отмечает Олеся Казакова.

Карту-коллаж решили создавать по принципу слоеного пирога. Визуальный слой составили фотографии, рисунки и графическая драматургия. Вербальный сложился из личных историй жителей района, их интервью и текстов. Аудиальный собрал звуки юго-запада - от криков чаек до шума трамвая. Порой эти слои пересекались: например, участники записывали рассказ о каком-то объекте и создавали тифлопрогулку. Она поможет незрячим людям получить представление о месте, а остальным - взглянуть на него под другим углом.

По словам Олеси Казаковой, карта юго-запада строилась не на географии, а на личном восприятии района каждым из её авторов. Поучаствовать мог каждый: от дошкольника с карандашами до любого местного жителя, снимающего окрестности на смартфон. Приходили родители с детьми, молодые люди, подростки и пенсионеры. Никаких закрепленных ролей не было - участники становились кураторами, и наоборот. При этом все делалось исключительно на волонтерских началах.

Простор и история

Фотограф и сокуратор проекта Алла Крайник откликнулась на предложение провести мастер-классы для жителей района.

- Когда я шла на первую встречу в библиотеке, думала, что там будут рассказывать что-то про географию, историю местности, ее уроженцев. Но говорили совсем о другом. Нам предлагали посмотреть на привычные вещи под непривычным углом, фотографировать маршруты от дома до работы, искать что-то особенное. При этом не было никаких конкурсов и соревнований - взгляд каждого человека оказался важен для общей картины. Это было здорово, необычно и сложно, - вспоминает Алла Крайник.

Для нее самой Красносельский район - это прежде всего масштаб и простор. Если выйти на Петергофское шоссе, можно увидеть, как трамвайная линия уходит куда-то за горизонт - в центре города ничего подобного нет. А широкие тротуары делают эти места раем для велосипедистов.

Другой сокуратор проекта и тоже фотограф Даниил Храмцов особенно ценит в своем районе смешение разных эпох: здесь есть и усадьбы петровской эпохи, и сталинки, и современные дома. Его любимые места - парк Александрино и собственный дом, у которого строится новый храм.

- Я пришел на проект с пленочной камерой, чтобы лучше узнать юго-запад, - рассказывает Даниил. - Мы занимались портретной и пейзажной съемкой, рассказывали в снимках целые истории, создавали адвент-календари. Дети придумывали район своей мечты: раскрашивали черно-белые фото, наклеивали на них экзотических животных. Люди всех возрастов пробовали снимать на пленочную камеру. Для всех это были очень увлекательный опыт.

Созданную карту-коллаж в этом году представили на выставке в библиотеке "Маяк". Сейчас готовится ее цифровой вариант, который можно будет увидеть в интернете. Но это еще не все итоги проекта. По мнению участников, благодаря ему юго-запад перестал быть театрально-музейной "пустыней": появляются новые арт-пространства, все чаще проходят культурные события. А многие участники "Драматургии окраин" теперь дружат семьями. Их опытом по исследованию и творческому развитию территории, объединению ее жителей заинтересовались и другие районы Петербурга.

Что дальше?

- Проект будет развиваться вглубь и вширь, у нас еще множество идей, - улыбается Олеся Казакова. - Например, хотим развивать театр повседневности, для которого мы сами пишем пьесы по мотивам того, что видим каждый день, а потом становимся зрителями. Собираемся поработать с философской литературой, подумываем об отдельном проекте для подростков. Даниил Храмцов хочет создать собирательный портрет Виктора Цоя, который тоже жил в Красносельском районе. И это лишь часть наших планов.

Кстати

В Социально-художественном театре на проспекте Стачек, 72 до конца лета можно увидеть фотовыставку по итогам проекта "Драматургия окраин".