В сердцах женщин всей планеты хранится его образ из фильма Висконти "Рокко и его братья" - ослепительной красоты молодого боксера, переживающего нелегкие времена и нелегкую судьбу. Или, еще ярче, образ авантюриста Рипли из фильма Клемана "Под ярким солнцем" по роману Патриции Хайсмит "Талантливый мистер Рипли" - роль, которая вынесла актера-самоучку на вершины славы. Никто не хотел замечать следы беспощадного возраста на лице былого красавца. Фото Делона, прижимающего к груди кота, разлеталось по интернету - легенда о первом актере Франции умножалась легендой о его добром сердце.
Мир будоражила еще и легенда о его желании добровольно уйти из жизни. О финале актерской карьеры он объявил уже очень давно, хотя иногда уступал уговорам, снимался в сериалах и даже в комедии об Астериксе, где с иронией прошелся по вехам собственной фильмографии.
Он начинал практически одновременно с Жан-Полем Бельмондо, его другом и конкурентом. Но его внешность, как и предрекали первые отвергшие его продюсеры, работала против него: режиссеры считали, что для серьезных фильмов он "слишком красив". В результате крупных, оставшихся в истории картин у него не так много: те же фильмы Клемана и Висконти (добавим к "Рокко" фильм "Леопард"), драму Антониони "Затмение", где он играл в дуэте с Моникой Витти. Было много фильмов помельче - типа "Бассейна" Жака Дере или "Сицилийского клана" Анри Вернея. Ситуация парадоксальная: культовый актер для нескольких поколений, а на вопрос: "Где он сыграл?" в памяти встанут три-четыре названия - и обрыв. В то время, как его друг-соперник Бельмондо всем запомнился по огромной серии разноплановых ролей.
Ален Делон был большой звездой - несомненно. Был ли он большим актером? Актерского образования у него нет. Прежде чем появиться перед камерой, он служил в морской пехоте десантником, был матросом, официантом, готовился стать, как родители, колбасником. Разглядывая себя в зеркале, понимал, что мог бы светиться на киноэкранах и даже поехал на Каннский фестиваль в надежде, что его заметят. Заметили. Американцы только что потеряли кумира молодых, резкого актера Джеймса Дина и искали ему замену. Сняли пробы - вроде годится. Думали предложить контракт, но тут по наводке друга Делона начинающего актера Жан-Клода Бриали на него обратил внимание известный французский режиссер Ив Аллегре и снял новобранца в фильме "Когда вмешивается женщина". Именно там его партнерша по картине актриса Эдвиж Фейер заметила, что, кроме красоты, будущий актер обладает неукротимой животной силой, которая от него исходит.
Эта энергетика молодости, амбициозность и рекордно развитая интуиция ввели Делона в профессию, которой он учился прямо на съемочных площадках, экспериментируя с собой и разведывая в себе все новые, еще неоткрытые пласты дарований.
Конечно, главным везением долгой жизни было то, что его приметили и вывели в большие звезды такие мастера, как Клеман, Висконти и Антониони. В роли Рипли у Клемана молодой актер получил характеристику, которая его сопровождала всю жизнь и во многом определила тип его фильмографии: идеал на роли падшего ангела. И действительно, контраст между идеальной красотой и тайными, часто преступными вожделениями - один из самых эффектных и эффективных приемов коммерческого кино. Это свойство актерской индивидуальности Делона более чем пригодилось и в его лучшей роли итальянского князя Мышкина - бедняги Рокко из шедевра Висконти. Преисполненный лучших чувств, готовый к самопожертвованию, со своим обликом херувима и повадками застенчивого юнца, он станет предвестием беды и гибели. То, что казалось абсолютным добром, обнажило черную сторону жизни, обратило человеческую драму в трагедию.
В "Затмении" Микеланджело Антониони развивает свою фирменную тему отчуждения и некоммуникабельности - недуга, поразившего современное человечество. И здесь тоже в высшей степени эффектно сработали актерские качества Делона - его свойство порождать надежды безумные, но несбыточные.
В 1979 году Делон снялся в советско-французском политическом триллере фильме "Тегеран-43" Александра Алова и Владимира Наумова. Он играл небольшую роль французского инспектора полиции Фоша и нужен был здесь главным образом для международного престижа картины: в ней участвовали еще две мировые звезды Курд Юргенс и Клод Жад.
Безусловно, к его крупным работам можно отнести роль в фильме немецкого классика Фолькера Шлендорфа "Любовь Свана" по Марселю Прусту, - здесь он сыграл аристократа-гея, чем едва ли не впервые стал последовательно разрушать свой уже сложившийся "идеальный" образ. И окончательно покусился на него, сыграв алкоголика, неспособного утолить жажду влюбившейся в него героини, в драме Бертрана Блие "Наша история". Наконец, в комедии Аньес Варда "Сто и одна ночь Симона Синема", снятого в столетию кинематографа, в числе многих звезд мирового кино Делон предстал самим собой, появившись в камео.
В его фильмографии около 90 картин. Из заметных можно назвать еще такие, как "Дьявол и десять заповедей", "Черный тюльпан", "Мелодия из подвала", "Горит ли Париж?", "Искатели приключений", его режиссерскую работу "За шкуру полицейского". Самые заметные роли сыграны в молодости. Получив несколько национальных наград и почетный приз Каннского фестиваля за вклад в киноискусство, он ни разу не номинировался на главные премии планеты - в частности, на "Оскар".
Ален Делон будет вспоминаться как недосягаемо прекрасная сказка французских экранов, так и не раскрывшая своих тайн и не имевшая счастливого финала.