Микита Воронов: "Моя задача как актера - любить людей"

Фильм Кирилла Султанова "Наступит лето" получил Специальный приз жюри "За актерский состав завтрашнего дня" на 32-м фестивале "Окно в Европу", который завершился в Выборге. Главного героя Никиту сыграл выпускник Школы-студии МХАТ - Микита Воронов. Спросили актера про подготовку к первой главной роли в полнометражном кино, о дружбе с Марком Эйдельштейном и планах на будущее.
Кадр из фильма "Наступит лето".
Кадр из фильма "Наступит лето". / kinopoisk.ru

Как тебе "Наступит лето"?

Микита Воронов: На премьере я просто был погруженным зрителем, даже не отвлекался на свою актерскую игру. Последние минут тридцать просмотра был в напряжении, к финалу все внутри сжалось, и накопленные переживания вылились в какую-то очень сильную эмоцию. Я даже заплакал. Для меня картина сложилась, именно потому что произвела такое катарсическое очищение…

Это не первый фильм, над которым ты работал с режиссером Кириллом Султановым...

Микита Воронов: Да, мы уже работали над коротким метром "Май нулевого" вместе с Кириллом и Тиной Стойилкович (играет в фильме девушку Сашу). Большая радость идти из одного проекта всем вместе: сохранился оператор, режиссер, исполнительный продюсер. Это очень помогает в работе, потому что есть слаженность, не нужно отвлекаться на какие-то формальности. Можно просто заниматься искусством.

Роль была сложная, поэтому я рад, что мог советоваться с Кириллом, предлагать что-то новое и получать поддержку. То есть, это клево: не бояться режиссера и понимать, что твой герой - это твоя зона ответственности. Когда есть такое делегирование, когда есть ощущение, что ты занимаешься своим делом, что ты на своем месте, получается сделать своего героя максимально интересным.

История рассказывает о пятерых друзьях, которые вместе переживают тяжелые и травмирующие события. Как у тебя складывались отношения с другими артистами на площадке?

Микита Воронов: Моим антагонистом был Дэн - герой Марка (Эйдельштейна - прим. "РГ"), а мы с ним лучшие друзья. Познакомились мы давно, за полгода до поступления на кастинге у Александра Ханта - пробовались в его фильм "Межсезонье". Я тогда собирался учиться на программиста, и для меня все это была какая-то авантюра, совершенно новый мир. Потом мы поступили на один курс в мастерскую Марины Брусникиной и Сергея Щедрина Школы-студии МХАТ. Конечно, после четырех лет существования бок о бок хотелось сыграть вместе в каком-то фильме, поэтому было просто классно.

Почему тогда передумал быть программистом?

Микита Воронов: Наверное, духовная жажда всегда влекла к познанию. Даже к программированию у меня было не буквальное отношение, а скорее - как к способу создать что-то новое с позиции творца. Искусство же - это такая чистейшая форма созидания. Так что решение поступать в театральный, на самом деле, было мотивировано желанием искать себя.

Ты сыграл драматическую роль первого плана почти без реплик. Понадобилась ли для этого какая-то специальная подготовка?

Микита Воронов: Погрузиться в этого персонажа, в Никиту, было самым сложным и интересным. Потому что он очень болезненный человек. В мастерской нас учили человекоцентричному подходу, чтобы актер умел принять и полюбить своего героя. А тут сирота, который существует в криминальной среде, идет на поводу у обстоятельств и переживает сильнейшие эмоции. У него "глаза злые", как сказала героиня Саша. И как такого полюбить?

Странным образом помог наш звукорежиссер Алексей Флоринский, который 15 лет работал детским психиатром. Как-то мы сидели с Марком и Лешей, ели пиццу, невзначай спросили его, что он думает про наши роли. А он так невзначай, откусывая пиццу, сделал нам подробный психологический портрет каждого из персонажей, объяснив на научном уровне природу поведения героев через возможные девиации, нарушения сознания и мышления. Такой подход мне очень понравился. В этом смысле роль Никиты - одна из моих любимых, потому что это результат большой работы и погружения.

Что тебе не нравится в профессии?

Микита Воронов: На самом деле, мне нечего сказать, потому что я занимаюсь своим делом и люблю его. Наверное, мне не нравится система подбора персонажей по амплуа, когда вопрос производства стоит выше художественной задачи. Для меня актерство - это возможность попасть в мультивселенные, где ты можешь быть кем угодно и где угодно: в разных исторических эпохах и обстоятельствах, с различными характерами. Потому что мне тесно в одном теле и в одних обстоятельствах. Когда я смотрю большое мировое кино, мне нравится, что там люди работают над ролью от исходного к полному преображению. И это моя точка интереса - быть разным. Пока что так, к счастью, и получается.

Какие советы можешь дать начинающим актерам, учитывая свой опыт?

Микита Воронов: Самый большой совет - быть ответственным. Начинающие актеры часто воспринимают сами себя как ведомых, как функцию, снимают с себя ответственность и перекладывают ее на режиссера или на кого-то еще. Так не работает. Это совместный труд по выстраиванию взрослых серьезных отношений, где ты отвечаешь за свою роль и должен вкладываться.

Второй совет - пытаться понять режиссера и не идти в отрицание. В итоге это не только задаст вектор, но и обеспечит очень много свободы.

Ну и внимание. Важно уметь вовремя собраться, чтобы не тратить время, не переснимать дубли. Я даже не про мелкие детали, там, когда не помнишь, в какой руке держал кружку в предыдущем кадре. А скорее про способность уловить, быть в моменте, быть включенным.

Поделишься планами на будущее?

Микита Воронов: Совсем скоро у меня начнутся съемки в новом, более длительном проекте. Параллельно я пишу музыку и помогаю развивать театр Ицкович-Theatre, где мы вместе с моим другом и художественным руководителем труппы Леонидом Ицковичем занимаемся новой клоунадой. Спектакли производятся в формате лаборатории, этим летом мы уже провели два закрытых показа. Я, как директор театра, сейчас ищу площадки и инвесторов, чтобы мы могли запуститься масштабно.

А в глобальном плане - хочу выйти на материальную независимость, много путешествовать и сочетать это с творчеством. Интересно было бы отправиться в экспедицию и посниматься где-нибудь на Крайнем Севере, в тайге или на Байкале. Надеюсь, что моя профессия в этом поможет.

(Куратор текста Сусанна Альперина)