19.08.2024 14:56
Поделиться

На дороги Москвы выехали "Вжики". Как прокат электромопедов повлияет на дорожную ситуацию

В столице заработал прокат электромопедов
Москву стремительно завоевывают новые виды транспорта. Сначала улицы заполонили каршеринговые машины, потом прокатные электросамокаты и электровелосипеды. А теперь в прокат можно взять уже и электромопед. Услугу едва успели запустить, а число зарегистрированных пользователей растет ежедневно, сейчас их почти полтысячи. Что говорят эксперты про влияние новинки на дорожную ситуацию?
Ирина Огилько

Электроскутеры в прокат сдает шеринговая компания "Вжик", сейчас пользователям доступны 90 мопедов марки Nmoto NCS. Встретить их можно в разных районах, но в основном это территория внутри Третьего транспортного кольца, где согласно правилам проката и можно кататься. Например, я такие скутеры в один день встречала около продуктового магазина в районе улицы Расковой, другой стоял на парковке возле станции МЦК "Крымская", а третий мчался в центр по Тверской улице, в крайнем правом ряду вместе с машинами.

Прокатные электроскутеры есть двух цветов - белые и черные, но у каждого на борту красуется одинаковая большая зеленая надпись Vzhik. Подойдя ближе, видны и другие наклейки с QR-кодами. Одни ведут на сайт с правилами аренды, другие на страницу с правилами дорожного движения, а третьи, расположенные на руле, помогают активировать сам скутер. У каждого из скутеров есть багажник, внутри лежат светоотражающие жилеты, одноразовые подшлемники, два шлема. Выдерживает скутер вес до 160 кг, максимальная скорость 45 км в час, проехать на одном заряде можно 75 км.

Сейчас пользователям в Москве доступны 90 таких электроскутеров. Фото: Ирина Огилько

При этом звука мотора нет, он бесшумный, как и другие представители электротранспорта. Для того чтобы взять его в аренду, нужна регистрация в сервисе. Для этого потребуется установить мобильное приложение, загрузить фотографию, данные паспорта, водительские права с категорией М. Только после этого становишься пользователем сервиса. Категория М в водительском удостоверении "открывается" автоматически вместе с любой другой категорией. Однако получить ее отдельно, не имея других, невозможно.

Как и у других шерингов, в приложении есть карта, показывающая доступные мопеды и информацию о них. Стоимость аренды - 50 рублей за старт и 8 рублей в минуту, еще три рубля в минуту обойдется тариф брони, если до мопеда нужно идти. Словом, поездка на таком виде транспорта будет стоить дороже, чем на прокатном самокате, но дешевле, чем на прокатном автомобиле.

Фото: Ирина Огилько

По правилам ездить на таком скутере нужно по правому краю проезжей части, либо по полосе для велосипедистов. Также можно ехать по обочине, если это не будет мешать пешеходам. "Для управления таким транспортом обязательно должно быть водительское удостоверение. И это основное отличие электромопеда от электросамоката, - рассказал "РГ" автоэксперт, член общественного совета ГУ МВД России по Москве Петр Шкуматов. - Также должна быть страховка, номерные знаки и шлем. Словом, садясь за руль, водитель будет нести всю ответственность за нарушение правил. Поэтому могу предположить, что такая аренда скорее всего будет более безопасной и менее аварийной, чем аренда электросамокатов. И если водители не будут нарушать правила, то автомобилистам и пешеходам этот вид аренды больших проблем не принесет".

Другого мнения придерживается эксперт в области организации транспортной среды и урбанистики, кандидат технических наук Михаил Блинкин. "Электромопеды - это те же средства индивидуальной мобильности, просто более мощные, чем самокаты, - рассказал он "РГ". - Я придерживаюсь того мнения, что для них должна быть своя инфраструктура и территория. Как часто возникают "жестяные" аварии между автомобилями? Такая же "жестяная" авария, но уже между автомобилем и скутером приведет в лучшем случае к пострадавшим. Я в молодости занимался легкой атлетикой, пару раз уже успевал отскакивать от летящих вечером по скверу самокатчиков, если там поедут еще и нарушающие правила скутеристы, увернуться будет тяжелее".

Как вам это

Вячеслав Ашурков, руководитель регионального представительства Федерации автовладельцев России, Новосибирск:

- Шеринг электроскутеров создаст еще больший беспорядок на уличной дорожной сети Новосибирска, а число нарушений возрастет многократно. Нам хватает самокатов, которые снуют где попало и в любых направлениях и могут, как черт из табакерки, появиться в любую секунду на дороге и даже на встречной полосе. Подростки сбивают прохожих или врезаются в автомобили и либо покидают место происшествия на самокате, либо просто убегают. Они не понимают, что должны нести ответственность за свои поступки. У нас скутерами уже активно пользуются школьники, а также курьеры из компаний по доставке. И те и другие гоняют и по пешеходным переходам, и на красный сигнал светофора, и это нередко приводит к столкновению с автомобилями. Кроме этого, электроскутеры - довольно шумный вид транспорта. Новосибирцы часто жалуются на водителей этих мопедов, которые ездят поздно вечером и не дают спать. Возможность аренды сделает этот транспорт еще доступнее, а значит дискомфорта для жителей города станет еще больше. Считаю, что власти должны разрешать прокат электроскутеров, только если в городе для них появится соответствующая инфраструктура.

Владимира Стенов, владелец компании по прокату мотоциклов, Астрахань:

- Думаю, что такая услуга у нас не будет пользоваться популярностью, не те масштабы города. В мегаполисах такой транспорт поможет уйти от пробок, что для нас не очень актуально. Плюс обязательное условие там - наличие водительских прав, что сужает круг пользователей в отличие от тех же электросамокатов. Скажем так, такой сервис - привилегия больших городов, а бизнес в малых городах может с ним разориться.

Всеволод Удодов, самозанятый, фанат электротранспорта, Воронеж:

- Вообще я за любой транспорт, не загрязняющий окружающую среду, с электродвигателем или вообще без оного. Но скутер - машина серьезная, движется по проезжей части. Они у нас и так не особо широкие и если пустить на них еще необученных скутеристов, то аварийность резко вырастет. Они будут гонять по обочинам, объезжая пробки, и создавать аварийные ситуации. Электросамокаты безопаснее, на мой взгляд. Особенно если им скорость ограничить с нынешних 25 до 15 км/ч.

Подготовили Антон Валагин, Воронеж, Ольга Гутман, Новосибирск, Мария Соловьева, Астрахань