Когда гражданку госпитализировали, у нее забрали, судя по описи, и серьги "из желтого металла с прозрачными камнями". После смерти пациентки дочь попросила вернуть ей сережки, но оказалось, что их потеряли. Серьги были дорогие, с настоящими бриллиантами. Больница провела служебное расследование, но сережек не нашли. И дочь пошла в суд. Спор заметил информационно-правовой портал Гарант.РУ.
Что выяснил суд? Мать, когда ее положили в больницу, ценные вещи - серьги и крестик - сдала, о чем была сделана запись в книге учета ценных вещей пациентов. После получения свидетельства о праве на наследство ее дочь пришла, чтобы забрать ценные вещи матери, но в сейфе учреждения их не оказалось. Служебная проверка самой клиники только подтвердила, что серьги были. Но какого-то конкретного человека, который отвечает за сохранность ценностей, в больнице нет.
Суд назначил экспертизу ценностей. И эксперт-геммолог дал свое заключение, так как это был комплект - серьги с кольцом. Этот набор был произведен еще в 1988 году. Но чек сохранился. Представители больницы заявили в суде, что договора хранения ценностей медучреждение с пациенткой не подписывало.
Но суд ответил,что отсутствие письменного договора хранения "не влечет недействительности договора хранения, поскольку стороны фактически заключили такой договор". Значит, на больницу распространяются обязанности хранителя, предусмотренные статьями 891 и 900 Гражданского кодекса РФ, и медучреждение, как хранитель, отвечает за утрату, недостачу или повреждение принятых вещей. По статье 891 ГК РФ хранитель "обязан принять все предусмотренные договором хранения меры для того, чтобы обеспечить сохранность переданной на хранение вещи".
Акт служебной проверки в больнице показал, что вещи пациентки были приняты на хранение медбратом и медсестрой, упакованы и помещены в сейф вместе с вещами других пациентов, о чем в журнале сделана отметка. В ходе служебной проверки больница не смогла выяснить, каким образом произошла "утрата вещей".
Суд решил, что больница обязана возместить убытки, причиненные утратой серег, "вне зависимости от того, произошла ли утрата в результате действий третьих лиц или работников больницы".
Также суд отклонил доводы больницы о том, что "не имеется доказательств, подтверждающих, что на хранение были переданы именно серьги золотые с бриллиантами". Суд сказал, что оценка сережек была сделана экспертом-геммологом. И есть доказательства, что серьги были приобретены по цене, указанной в заключении, и являются единым комплектом с золотым кольцом.
А исходя из пункта 2 статьи 887 ГК РФ "обязанность по надлежащему оформлению документов по приемке на хранение лежит на хранителе". Да, при приеме вещей пациента клиникой описание внешнего вида ювелирных украшений не производилось. Но наследницей представлены чеки, подтверждающие приобретение золотого кольца с бриллиантами и серег золотых с бриллиантами.
Определение СК по гражданским делам Приморского краевого суда по делу N 33-2910/2024.