Мишустин назвал главные принципы нацпроекта по производству транспортной техники

Транспортному машиностроению России в ближайшие годы потребуется 150 тысяч специалистов, сообщил Михаил Мишустин. Премьер-министр провел в координационном центре кабмина стратегическую сессию, темой которой стал национальный проект "Промышленное обеспечение транспортной мобильности". Его запустят со следующего года, а в основу заложат новые подходы к созданию высокотехнологичной продукции - от скоростных поездов до авиалайнеров.
Михаил Мишустин отметил прогресс в создании российских электромобилей.
Михаил Мишустин отметил прогресс в создании российских электромобилей. / РИА Новости

"Важно, чтобы у людей были самые широкие возможности для путешествий, деловых и личных поездок. Причем с комфортом и по доступным ценам. Ну а у бизнеса - достаточные средства для более эффективной перевозки грузов", - сказал Мишустин, открывая сессию. По его мнению, в условиях санкций качественно обновить парк техники можно только за счет роста собственных компетенций и производственных мощностей. "Современные отечественные разработки помогут связать территорию страны, будут способствовать росту качества жизни граждан и повышению устойчивости экономики в целом", - пояснил глава кабмина. Он привел конкретные показатели в подтверждение своих слов: за первое полугодие производство в обрабатывающем секторе выросло на 8 процентов. При этом легковых автомобилей выпущено на две трети, тепловозов - почти в 1,5 раза, грузовых вагонов - на 40 процентов, а автобусов - примерно на 20 процентов больше, чем за аналогичный период 2023-го.

Чтобы быстрее создавать и внедрять прорывные технологии, крайне важно повысить привлекательность транспортной отрасли для инвестиций и использования механизмов государственно-частного партнерства, указал премьер.

К 2030 году доля лайнеров отечественного производства должна составить не менее половины в парке российских авиакомпаний

Ключевым направлением станут самолето- и вертолетостроение, которым будет посвящен отдельный федеральный проект в рамках нацпроекта. К 2030 году доля лайнеров отечественного производства должна составить не менее половины в парке российских авиакомпаний. "Речь идет о широкой линейке самолетов - от небольших региональных до широкофюзеляжных - с материалами, бортовым оборудованием, двигателями и комплектующими собственных разработок", - отметил Михаил Мишустин.

Предстоит нарастить и серийный выпуск вертолетов, создать систему их послепродажного обслуживания. Для производства и закупок винтокрылых машин привлекут средства Фонда национального благосостояния.

Другим приоритетным направлением остается строительство судов различного назначения, морской техники и соответствующего комплектующего оборудования. Особое внимание - к производству ледоколов для круглогодичной навигации по Северному морскому пути. Чтобы помочь торговому флоту, актуализируют стратегию развития судостроительной промышленности.

"Обновленные цели помогут выполнить поручение президента по увеличению перевозок по международным транспортным коридорам. За следующие пять лет их объем должен вырасти в полтора раза по сравнению с уровнем 2021 года", - напомнил глава кабмина. По его словам, импульс развитию страны придаст производство инновационного транспорта - это еще один федеральный проект. Уже строится первая высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва - Санкт-Петербург, для которой потребуются поезда нового поколения.

Кроме того, быстрый прогресс отмечается в секторе разработки электромобилей. Такие инициативы помогут снизить токсичные выбросы в городах. В соответствии с национальной целью "Экологическое благополучие" их объем к 2036 году необходимо сократить в два раза.

"Конечно, реализация всех таких планов в сфере промышленности потребует привлечения большого числа квалифицированных специалистов, и в течение следующих шести лет общая потребность предприятий составит около 150 тысяч человек, включая почти 75 тысяч сотрудников с высшим образованием", - продолжил Мишустин. Система профессиональной подготовки должна опираться на такие запросы отраслей, указал он. Эффективную работу выстроят за счет федерального проекта "Кадровое обеспечение". Прежде всего предстоит развивать инженерную базу - опытную, исследовательскую, конструкторскую, лабораторную.

Также глава правительства призвал синхронизировать спрос на технику со стороны перевозчиков с возможностями производителей. "Чтобы найти этот баланс, потребуется слаженная, скоординированная работа всех ведомств и организаций", - заметил он.