Только за последние дни с ними произошло несколько громких аварий. В Карелии недалеко от деревни Савиново разбился квадроцикл. Погибли водитель и пассажир. По предварительным данным, 33-летний мужчина не справился с управлением. Его занесло в кювет, где он врезался в дерево. Сам водитель и пассажир 1997 года рождения погибли на месте происшествия. Полиция выясняет обстоятельства и причины аварии.
В Тосненском районе Ленобласти произшло ДТП с участием пятилетней девочки. По предварительным данным, девочку катал на квадроцикле юный сосед. В какой-то момент она упала и ударилась о дерево. Медики диагностировали компрессионный перелом позвонков.
Наш корреспондент поведал историю собственного участия в пробеге на этих тракторах.
- Архыз. Воскресное утро. На ухабистой пыльной дороге все смешалось - кони, люди, квадроциклы. Наша экскурсия едва не закончилась трагедией.
Накануне организаторы нашего тура интересовались у участников, кто хотел бы сесть за руль квадроцикла. Я категорически отказалась - у меня нет водительских прав, да и опыта вождения. Но, возможно, кто-то из нашей группы и согласился попробовать свои силы - хватить адреналина. О поездке на квадроциклах рассказывали как о приятной неспешной прогулке. Ни о том, как нужно одеваться, ни о том, что предстоит полтора часа экстремальной езды по бездорожью и горным ручьям, - ни слова. Зато накануне предупредили, что перед началом экскурсии инструкторы попросят каждого из нас подписать согласие - бумагу о том, что мы осознаем и принимаем все риски. "Это формальность, необходимая для поездки, - пояснили организаторы нашего тура, которые договорились о поездке на квадроциклах с какой-то ближайшей от нашего отеля "группой товарищей", предлагающей такие услуги.
Приехали на место. Машинки уже ждали нас. Инструктаж был коротким: не стоит лихачить за рулем и соблюдать дистанцию. Все! По машинам! Я села пассажиром к мужчине-водителю с правами. Нам выдали каски, и желающим - очки. Выдвинулись в путь, ничего так и не подписав. Не успели. Парень с бумагами подбегал, когда уже наша колонна отъезжала. Инструктор ее возглавлял и задавал темп. Наш квадроцикл был замыкающим. Выехали на оживленную трассу. То и дело нашу колонну обгоняли или встраивались в нее машины, мотоциклы. Мой водитель Александр заметно нервничал: "Едем по трассе без зеркал, да и прав у некоторых нет. Кошмар!"
На съезде с трассы издали заметила машину ГИБДД. Но не увидела, чтобы инспекторы хоть кого-то остановили для проверки документов. Никто ни за что не отвечает! Многие ехали даже без шлемов.
До сих пор у меня перед глазами кадры как в страшном сне: ехавший перед нами квадроцикл вдруг теряет управление и кубарем скатывается с крутого обрыва в реку. Каким-то чудом водитель и его пассажир успели на ходу выпрыгнуть. Но инструктор этого не видел, да и не мог видеть. Он несся впереди колонны и вообще не контролировал ситуацию.
На этом участке дороги мобильной связи не было, раций тоже. Информацию о том, что произошла авария, передали по цепочке. Наконец, приехал инструктор и сразу набросился допрашивать на пострадавших: почему не подали сигнал бедствия (а как?).
Сколько таких аварий, возможно, ежедневно, и с жертвами, происходит в разных регионах - неизвестно. Никто такой статистики не ведет. .
Примечательно. что с недавнего времени управлять квадроциклами, а также снегоходами можно при наличии в правах категории "В". Разрешающей управлять легковыми автомобилями. Дело в том, что при этом автоматически открывается подкатегория "В1", которая позволяет управлять квадрициклами. Но в связи с последними поправками в законы подкатегория "В1" дает право на управление и квадрициклами, и квадроциклами и снегоходами. Независимо от посадки. Раньше при наличии категории "В" можно было управлять только квадрициклами с мотоциклетной посадкой.
С другой стороны, такое требование тоже было довольно странным. Ведь тем, кто имеет права на управление легковым автомобилем, разрешалось управление мопедом. А там тоже мотоциклетная посадка и никакой другой не предусмотрено. А умение справляться с этой техникой ставится в разряд не очень обязательных.
Напомним, что сейчас тем, кто не имеет права управления такой транспортной техникой, в рамках аренды предоставляется возможность, при наличии прав, управлять ею после подписания договора аренды и прохождения инструктажа.
Антон Шапарин, президент Национального автомобильного союза:
- Нужно иметь в виду, что техника управления автомобилем, квадроциклом, а также снегоходом кардинально отличается. Но почему-то было принято решение все это объединить и разрешить. Мы обращались в правительство РФ с просьбой регламентировать правила предоставления такой техники напрокат, чтобы, во-первых, она ездила по специализированным маршрутам, где нет выезда на оживленную магистраль. Во-вторых, чтобы квадроциклы выдавались только после подробного инструктажа. В-третьих, чтобы колонну обязательно сопровождали опытные инструкторы.