В Башкирии парк "Салауат ере" ежедневно посещают до тысячи человек

Историко-мемориальный комплекс "Салауат ере" (в переводе с башкирского "Земля Салавата") официально открылся 16 июля, в дни празднования 270-летия со дня рождения национального героя Салавата Юлаева, поэта, одного из главных руководителей башкир в Пугачевском восстании. Мы же побывали здесь на днях, неспешно изучая философию этого памятника.
Гульназ Данилова

Место силы

Новая достопримечательность в глобальном геопарке ЮНЕСКО "Янган-Тау" создана на месте родовой деревни Салавата Юлаева Текеево, сожженной карателями после завершения Крестьянской войны 1773-1775 годов. Деревня не восстанавливалась, более того, часть ее территории в 1934 году была включена в состав Челябинской области и только по соглашению властей двух субъектов федерации в 2019 году возвращена Башкортостану.

Тогда у руководства геопарка "Янган-Тау" и возникла идея увековечить память о малой родине национального героя, построив историко-мемориальный парк. Это и дань исторической памяти, и следование принципам ЮНЕСКО, согласно которым в глобальных геопарках сохраняется местная нематериальная культурная и историческая самобытность.

- В основу концепции комплекса легла интерпретация произведения народного поэта Башкортостана Мустая Карима "Салават. Семь сновидений сквозь явь". В обширной долине, ландшафт которой удивительно красив - речки Сары Кондоз (переводится как "Желтый бобер") и Уст-Канда, лес, горы, поля, напоенные ароматом медовых трав, - возведены тематические пункты: "Тоска по родине", "Детство", "Встреча с матерью", "Тернистый путь", "Беседа с народом", "Салават и его отец Юлай" и "Умиротворение". Каждый из них призван раскрыть образ Салавата, - рассказал генеральный директор санатория "Янган-Тау" Альфред Акбашев.

Но концепция - все же формальная вещь. Замыкаться в ее рамках значит лишить себя главного - понимания, что это за место. Ведь у каждого посетителя, ступившего на данную землю, возникают собственные мысли и ассоциации, сугубо личные эмоции, да что там - буря эмоций. Это настоящее место силы, в котором таится нечто сакральное. Только здесь даже не умом, а каким-то шестым чувством понимаешь, почему такой благополучный человек, как старшина Шайтан-Кудейской волости Юлай Азналин, и его 19-летний сын Салават Юлаев начали борьбу, не смирившись с незаконным захватом вотчинных земель заводчиком Яковым Твердышевым.

Память не стереть

Место манит к себе, как магнит. Одних туристов на "Землю Салавата" ведут любопытство и интерес, но, пожалуй, большинство влечет сюда другое. Сложно описать словами: память ли это предков, причастность ли к истории народа? Но, безусловно, то, что не давало забыть о Юлае Азналине и Салавате Юлаеве на протяжении столетий. Хотя по специальному манифесту Екатерины II от 17 марта 1775 года имена пугачевцев должны были "предать вечному забвению, глубокому молчанию".

Фото: Гульназ Данилова

Власти преследовали всех, кто произносил имена бунтовщиков. Но вытравить их из народной памяти, кстати, не только башкир, но и русских, чувашей, татар, марийцев, предки которых сражались в бригаде Салавата Юлаева, не удалось. Из поколения в поколение передавались стихи поэта, слагались песни и легенды о нем. И как только запретов не стало, народная любовь к герою вспыхнула с новой силой.

Примечательно, что едва ли не в каждой семье в Салаватском районе уверены, что они - потомки Салавата Юлаева. И даже когда Текеево относилось к соседней области, земляки героя "застолбили" место, установив на нем каменную юрту и памятник сожженным деревням. Помимо Текеево, каратели предали огню еще семь из 12 деревень волости, жители которых поддержали Юлая Азналина: Исмаил, Юлай, Якуп, Азналино, Бикбулат, Касай и Мрат.

Айрат Галиев демонстрирует стелу с названиями восьми сожженных карателями деревень. Фото: Гульназ Данилова

И юрта с надгробным камнем внутри, символизирующим могилу Салавата, умершего на каторге в Эстонии 26 сентября 1800 года, и памятник сожженным деревням вписались в мемориальный комплекс "Салауат ере", как будто так и задумано.

Кстати, о задумке. Посещение комплекса предполагает неторопливое путешествие от одного объекта к другому, их вдумчивое изучение, вслушивание в тишину и негромкое звучание "музыки ветра", напоминающей колокольчики на шеях у коров, - по этому звуку узнавали о возвращении с пастбища стада.

Фото: Гульназ Данилова/ РГ

На стелах, изготовленных из кортеновской стали, на первый взгляд будто ржавой, высечены строки из стихотворений Салавата Юлаева на башкирском и русском языках, кубаира "Юлай и Салават". Кортен используется в оформлении общественных пространств неслучайно: его особенность такова, что он не нуждается в дополнительном обслуживании, а надписи, сделанные вандалами, со временем исчезают.

Фото: Гульназ Данилова/ РГ

Каждый арт-объект можно трактовать как угодно. Так, размещенные вдоль моста через речку светильники - как воткнувшиеся в землю стрелы, а шесты с навершиями - как безымянных жителей Тикеево, где и было-то не более 50 дворов. В начале тропы установлен камень с отпечатком ладони. По обычаю, возвращаясь домой из путешествия, тем более если пришлось заночевать в другом месте, следовало приложить ладонь к камню и произнести: "Сохранил, не предал, не забыл". Такие же слова написаны и на последнем арт-объекте маршрута. Это медитативный павильон "Умиротворение", выполненный в виде крыши дома. Он находится на самой высокой точке местности, откуда открывается вид на всю долину. Смотри и представляй, как тут когда-то бегал мальчишкой Салават, в этой речке удил рыбу, а вот в том лесу охотился...

Фото: Гульназ Данилова

Устав, можно присесть на скамейки внутри небольших беседок или отдохнуть на качелях. Впрочем, качели - только с виду. На самом деле это огромная колыбель, которая убаюкивает мерным движением, подчиняясь неведомой силе, так что отдыхающего охватывают необычайный покой и умиротворение. Хочется побыть здесь подольше.

Фото: Гульназ Данилова

И рекламы не надо

Указателей "иди туда", "поверни сюда" здесь нет, но маршрут прочерчен четко: шагай по деревянному настилу, переходящему на склонах в пандус. Как объяснил директор геопарка "Янган-Тау" Айрат Галиев, доски для настила подготовлены специально: из них при помощи вакуума извлечена влага и закачан состав, не дающий дереву гнить. При этом они будут темнеть естественным образом. В своеобразные тротуары вмонтирована подсветка: посещать парк можно и в темное время суток, тем более что наступает осень и дни укорачиваются. Можно выбрать и альтернативный маршрут - по выложенным щебнем тропинкам, если надо побыть наедине с собой.

Естественный ландшафт в "Салауат ере" полностью сохранен. Не стали вырубать и огромную сосну у смотровой площадки в начале маршрута - вокруг дерева построили скамейку, чтобы было где посидеть, глядя на красоту вокруг. От этой сосны неподалеку тянется к солнцу молодая поросль. Как только можно будет их пересадить, деревца выкопают и раздадут школам Салаватского района как символ "Земли Салавата".

С утра до вечера к комплексу подъезжают автомобили, благо сюда проложена асфальтированная дорога. Судя по номерам, туристы прибывают из Челябинской, Свердловской областей, и, конечно, много местных - из Башкортостана. Приезжают целыми семьями. Примечательно, что поток не иссякает даже в будни. И это практически без широкой рекламы.

Компетентно

Радий Хабиров, глава Республики Башкортостан:

- Людей привлекают какие-то исторические события и, конечно, природа. Здесь все это органично сочетается. На данной земле раньше располагалась деревня, в которой родился и жил в юношеские годы Салават Юлаев. Все знают, что он значит для Башкортостана. Здесь мы показываем его жизненный путь, его творчество. Салават Юлаев был уникальным творческим человеком. Его стихи - глубокие и мудрые. И, конечно, в Салаватском районе очень красивая природа. Открытие комплекса "Салауат ере" стало важным шагом в развитии этой территории, в целом северо-востока Башкортостана. Уверен, все гости смогут найти здесь что-то себе по душе.