21.08.2024 09:09
Поделиться

Оперный певец каждое лето приезжает на родину в Ульяновскую область с концертами

Уроженец села Шмелевка Старомайнского района Ульяновской области заслуженный артист России Александр Литвинов в 77 лет не оставляет сцену музыкального театра и ежегодно приезжает из далекого Красноярска с концертами на малую родину, выступая во всех окрестных селах. В свой очередной летний визит с Енисея на Волгу маэстро пообщался с корреспондентом "РГ".
Александр Литвинов в роли Оттавио в опере "Дон Жуан".
Александр Литвинов в роли Оттавио в опере "Дон Жуан". / Из личного архива Александра Литвинова

Когда любовь взаимна

Теперь сельский Дом культуры в Шмелевке официально носит имя Александра Литвинова - такой подарок земляку односельчане преподнесли семь лет назад к 70-летнему юбилею. А еще раньше закрепили на его родном доме табличку: "Здесь родился Заслуженный артист РФ Литвинов Александр Михайлович". Это взаимная любовь. Артист любит свою малую родину. А малая родина любит артиста.

На лето певец неизменно приезжает в Шмелевку, так заведено еще с консерваторских лет, почитай ни разу не пропустил за всю свою певческую карьеру. И никогда без песен. Смог влюбить в эти места и детей, и внуков - сибиряков по рождению. Они тоже предпочитают проводить лето в Шмелевке и окрестностях.

В разговоре Александр Михайлович частенько переходит на пение, демонстрируя, как он исполнял тот или иной фрагмент. Это не передать - надо слышать.

Для односельчан исполняет народные песни, репертуар военных лет: "Смуглянка", "Ехал я из Берлина". Много песен про Родину, про деревню. Специально для участников СВО в этот приезд исполнил "Господа офицеры". А тут вдруг просьба: "Спойте что-нибудь на итальянском!" Без проблем! Вот вам неаполитанская "Влюбленный солдат". По-итальянски. А перевод такой: "Скажите, девушки, подружке вашей, что я не сплю ночей, о ней мечтаю...". И вот сюрприз: итальянский репертуар сельчане также приняли на ура.Раньше под такие концерты приходилось приглашать местных аккомпаниаторов-баянистов. Сейчас, с появлением качественных фонограмм, с этим стало проще. Набор нужных "минусовок" всегда с собой.

Талант до сцены доведет

Александр "вышел в люди" благодаря своим землякам, о чем никогда не забывает. Окончил десятилетку в Шмелевке. Один школьный товарищ даже прозвище ему придумал - "Лемешев". Так и приклеилось. Уникальный голос ученика заметил учитель пения Борис Александрович Кутузов, в первую очередь на уроках поднимал именно его: "Литвинов, запевай!" Школьная самодеятельность, хоровые фестивали - везде проявлялся талант сельского парня.

И все же идея сделать пение своей профессией появилась не сразу. Сначала было техническое училище в Новокуйбышевске: родители пожилые, нужно было думать о заработке. Но и здесь нашелся поющий преподаватель, который пел в академическом хоре при ДК "Трудовые резервы" в Куйбышеве (ныне Самара). Подал идею - съездить туда для прослушивания. И с тех пор чуть ли не каждый вечер Александр отправлялся электричкой на занятия хора из Новокуйбышевска в Куйбышев. С "Трудовыми резервами" однажды довелось даже спеть в московском Дворце Съездов в составе сводного хора.

В 1965-м после окончания училища - армия, сержантская школа в Саранске. Конечно, в строю был запевалой. Участвовал в армейской самодеятельности. Пел в составе дивизионного ансамбля в Йошкар-Оле. Здесь познакомился с будущей супругой, тогда студенткой музучилища. После службы сам окончил это училище, а потом - Астраханскую консерваторию. И уже после ее окончания был приглашен в Красноярск, где тогда достраивался оперный театр. Приехал самым первым из труппы, так что без преувеличений - старейший артист театра. Было это в июне 1977 года.

"Он Онегин, а я - Ленский"

С этого же театра началась карьера знаменитого Дмитрия Хворостовского. Александр Михайлович коротко рассказал о работе с ним.

"Я уже работал в опере, когда Дима пришел к нам стажером, - рассказывает Александр Михайлович. - Статный, высокий, красивый. Окончил детскую музыкальную школу как пианист и очень здорово играл, себе аккомпанировал. Сразу в коллектив влился. Очень коммуникабельный был парень. Учился всему быстро. Он не просто вокал учил, он аккомпанемент, гармонию чувствовал. И мы с ним пели в "Травиате" Верди. Хворостовский - Жермона, а я - Альфреда. Потом в "Евгении Онегине" он пел Онегина, я - Ленского. И еще одна интересная совместная работа у нас была. Композитор Юлий Мейтус, "Молодая гвардия". Дима пел Ваню Земнухова, я Сережку Тюленина. Там сильная финальная сцена: герои один за другим падают, погибая и передавая из рук в руки оставшимся товарищам красное знамя. И к нам на премьеру приезжала Валя Борц, по роману Фадеева - невеста Сергея Тюленина. Одна из немногих оставшихся в живых молодогвардейцев. Так было трогательно и приятно. Она вышла к нам со слезами на глазах".

Потом Дмитрий Хворостовский поехал на конкурс, где его услышала Ирина Архипова и взяла под свою опеку. На работу в театр Дмитрий больше не вернулся, тем не менее приезжал часто.

"Пушкина - ко мне!"

Сам Александр Литвинов спел в Красноярском театре оперы и балета около 36 оперных партий, отработав в нем 20 лет. А потом ушел в театр музыкальной комедии, в котором служит уже 28-й год. Сейчас это просто "Музыкальный театр", на сцене которого представлены и оперы, и оперетты, и мюзиклы. Много экспериментов. Например, поставленная в 2017 году лайт-опера "Мертвые души" по Гоголю композитора Александра Пантыкина, где Александр Литвинов спел Плюшкина.

Довелось однажды пообщаться с красноярским губернатором Александром Лебедем. Тогда Литвинов спел партию в музыкальном спектакле "Акулина" по повести Пушкина "Барышня-крестьянка". Режиссер ввел в этот спектакль роль автора, то есть самого Александра Пушкина. Вот Лебедь после спектакля и потребовал: "Пушкина - ко мне!". Правда, артист уже успел освободиться от грима и предстал перед генералом в собственном обличии.

Будучи человеком спортивным, Александр Михайлович не только поет, но и танцует. Иногда роли в спектаклях предполагают исполнение всяческих нешуточных кульбитов. И актер несмотря на возраст с этим справляется.

Из памятных заграничных гастролей - Италия, 1990-е годы. Две тысячи зрителей на площади. Российский певец исполняет того самого "Влюбленного солдата", и вся площадь поет вместе с ним: "Dicitencello a .sta cumpagna vosta ch.aggio perduto .o suonno e .a fantasia..." А потом узнают на улице: "О! Руссо канто!". Удивительно, но этим летом на ту же иностранную песню вот так же в точности откликнулось и сердце русских земляков.

На вопрос, какие спектакли из текущего репертуара Музыкального театра ему близки больше всего, артист отвечает, что они ему нравятся все без исключения.

"Когда я работаю над ролью, маленькой или большой, я задаю себе вопросы о своем герое: почему я так поступаю, как сделать так, чтобы запомниться зрителю. На крупные роли я тоже ищу разные интонации. В одном из новых спектаклей, рок-опере "Орел и Ворон", где я исполняю роль поручика Ивана Игнатьича, есть сцена, когда я говорю, что никогда перед Пугачевым не преклонюсь, не сдамся. И это не просто слова, которые нужно сказать или пропеть. Нужно, чтобы до зрителя дошла вся твердость, решимость моего героя", - говорит собеседник "РГ".

Поющий край

Раньше в Шмелевке и окрестных селах с местной самодеятельностью дела обстояли не очень хорошо. Но по мере "летних гастролей" Литвинова как-то вдруг соорганизовались вокальные группы в самой Шмелевке, в Русских Юрткулях, в Грибовке, в Мордовских Юрткулях и других населенных пунктах Старомайнского района. Не иначе как профессиональный певец зажег земляков своей энергетикой.

На вопрос, кем себя больше ощущает Александр Михайлович - сибиряком или волжанином, отвечает: "Конечно, волжанином!". К его приезду на родину собираются школьные друзья, среди них - генералы и профессора. Организуется застолье - человек этак на 40. В этом году летнее пребывание на родине у Александра Литвинова уже завершилось. Отсюда он отправился в гости к родственникам в Новокуйбышевск, а оттуда - в Красноярск. Договорились встретиться и на следующий год. Александр Михайлович уверен: еще будет о чем рассказать.