Кадры решают все

Как российский эксклав ответил на новые экономические и социальные вызовы
Как найти почти 40 тысяч работников для предприятий? Можно ли расширить инфраструктуру региона под растущий турпоток без лишних неудобств для местных жителей? Как дальше будет работать эксклавная логистика? Почему растет популярность ТОС? О чем вели диалог с президентом страны? Ответы на эти и многие другие вопросы в эксклюзивном интервью "Российской газете" дал врио губернатора Калининградской области Алексей Беспрозванных.
Кардиоцентр и онкоцентр создали в Калининградской области кластер высокотехнологичной медицины, раньше за такой помощью нужно было летать в столицы.
Кардиоцентр и онкоцентр создали в Калининградской области кластер высокотехнологичной медицины, раньше за такой помощью нужно было летать в столицы. / Пресс-служба правительства Калининградской области

Алексей Сергеевич, на днях вы встречались с президентом страны Владимиром Путиным. Какие проблемы удалось обсудить? Какую поддержку пообещал федеральный центр?

Алексей Беспрозванных: К этой встрече мы тщательно готовились. Однако в основу легли вопросы, которые во время моих поездок по муниципалитетам области задавали жители. Именно поэтому говорили с Владимиром Владимировичем преимущественно о социальной сфере - о новых проектах в здравоохранении, образовании, о развитии инфраструктуры, перевозках и об утилизации отходов на нашей эксклавной территории. Все вопросы были услышаны, и наш регион получил соответствующую поддержку.

Обсудили и одну из главных проблем для Калининградской области - дефицит кадров. Мы хотим "раскручивать" нашу экономику на фоне растущего инвестиционного интереса. Для реализации всех проектов к 2030 году понадобятся около 25 тысяч работников. Только на сегодняшний день на региональном рынке труда открыты 15 тысяч вакансий. Будем активно привлекать кадры из других субъектов нашей страны, а также выращивать собственных специалистов.

Кроме того, президент заверил, что для Калининградской области сохранится транспортная субсидия. Для нас крайне важно, чтобы она предоставлялась ритмично.

Калининградцы озадачены ростом цен практически на все товары. Вы обсуждали этот вопрос с Росстатом, налоговой службой, производителями и "сетевиками". Удалось ли найти решение?

Алексей Беспрозванных: Каким-то одним решением снизить цены невозможно, поскольку это всегда баланс спроса и предложения. Но со своей стороны мы можем выяснить, какие составляющие этой цены можно для предприятий безболезненно сократить или хотя бы удержать от дальнейшего роста.

Мы - регион с особым географическим положением, поэтому, к сожалению, далеко не все товары можно сюда привезти по той же стоимости, как в других субъектах России. Даже для собственной аграрной продукции нужны, например, привозные удобрения. Это дополнительные расходы.

Важно проследить цепочку ценообразования от производителя или поставщика до полки в магазине и понять, как на него влияет логистика. Где-то помогаем через меры господдержки, где-то напрямую общаемся с производителями и ретейлерами, если видим необоснованную "накрутку".

Мы создали рабочую группу при правительстве региона, куда вошли наши предприятия, поставщики, торговые сети, логисты. Результатом ее деятельности должно стать снижение цен в соответствии с индикаторами, которые мы устанавливаем по основной социальной группе товаров. Последнюю хотим расширить, чтобы она была доступна для большего числа калининградцев.

Сегодня приоритетным способом доставки товаров остаются морские перевозки. Здесь поддерживать баланс цены нам очень хорошо помогают выделенные федеральным центром субсидии.

Еще одна важная социальная тема - здравоохранение. Как сегодня проходит модернизация первичного звена? Хватает ли кадров? И когда запустят онкоцентр?

Алексей Беспрозванных: Давайте тогда начнем с онкоцентра, тем более, что вопрос его запуска обсуждался на встрече с президентом страны. Открывать его решили поэтапно, поскольку новый объект здравоохранения проходит сложную процедуру лицензирования. В конце мая мы открыли там поликлинику и уже приняли более пяти тысяч пациентов. Затем заработали диагностическое отделение и дневной стационар. Сейчас уже получены все лицензии, в том числе на круглосуточный стационар.

Бороться с дефицитом кадров будут за счет собственных специалистов и работников из других регионов страны

После закупки необходимых препаратов и расходных материалов для лечения планируем запустить онкоцентр на полную мощность уже на этой неделе. Однако здесь спешка не нужна. Важно создать максимально комфортные и безопасные условия для пациентов, многих из которых перевозят из областной больницы.

Кардиоцентр и онкоцентр формируют в Калининградской области кластер высокотехнологичной медицины. Раньше за такой помощью необходимо было лететь в столицы. Сегодня эти услуги можно получить у нас в регионе.

Модернизация первичного звена здравоохранения идет уже более трех лет. За это время медучреждения получили более 600 единиц современного оборудования и сто автомобилей. Жителям региона стали доступны современные виды исследований, включая эндоскопические и оперативные вмешательства. Открыли 50 новых ФАПов и капитально отремонтировали существующие. Это позволило обеспечить медицинской помощью все поселки.

Алексей Беспрозванных: Активные жители городов и поселков - наша главная опора и поддержка. Фото: Пресс-служба правительства Калининградской области

К сожалению, кадровая проблема в здравоохранении все еще остается актуальной. Мотивация медиков - отдельная тема, которой мы сейчас активно занимаемся. Будем совершенствовать наш универсальный комплекс мер поддержки, чтобы удержать существующих и привлечь новых специалистов. К примеру, рассматриваем вопрос о выделении дополнительных средств из регионального бюджета на жилищные сертификаты врачам. Нам важно точно попадать в цель, поэтому стараемся более адресно рассматривать их потребности, вникаем во все бытовые вопросы.

С 2018 года единовременные "подъемные" у нас получили больше двух тысяч врачей и представителей среднего медперсонала, "земские" выплаты с 2012 года - 143 врача и 70 фельдшеров. С 2012 года служебное жилье в общей сложности получил 421 человек. С 2015 года 203 человека воспользовались субсидированием первоначального вноса на ипотеку.

Вы неоднократно обращали внимание на изношенность парка общественного транспорта. Какие планы по его модернизации?

Алексей Беспрозванных: Планов очень много. Только для маршрутов Калининграда за счет казначейских кредитов приобрели и поставили на линию 33 автобуса. Еще 11 автобусов закупила городская администрация. Это позволило нам обновить автопарк сразу на 30 процентов. Кроме того, на трамвайных линиях областного центра курсируют 16 новых трамваев "Корсар", в этом году хотим купить 12 новых современных троллейбусов с "докаткой". Они помогут нам расширить маршрутную сеть.

Что касается региональных маршрутов, то на них работают частные предприниматели, и они должны самостоятельно обновлять парк автобусов, однако далеко не всегда это делают. Новых автобусов возрастом до пяти лет пока немного - около 10 процентов от общего числа. В основном по маршрутам курсируют автобусы от пяти до 15 лет. Работаем с перевозчиками, чтобы они ускорили обновление подвижного состава. Также пристальное внимание обратим на сами маршруты, поскольку поступает много жалоб от жителей, что автобусы часто ходят не по расписанию.

По трамваям скажу честно - новые закупать пока нецелесообразно, поскольку нужно для начала очень серьезно поработать над трамвайными путями. Существующая сеть не позволяет повышать скорость передвижения. Поэтому в части трамваев акцент считаю правильным делать на инфраструктуре.

Сейчас в регионе реализуются сразу несколько крупных инвестпроектов. Какой в целом потенциал у калининградской промышленности?

Алексей Беспрозванных: Гигафабрика "Росатома", завод "Энкор" по производству оборудования для солнечной энергетики, новые проекты "Автотора" и других компаний - все это точки роста нашей экономики. Они дают столь необходимые рабочие места и налоги. Последние, к слову, идут на реализацию наших социальных проектов.

До 2030 года ожидаем удвоение налоговых поступлений. Это позволит привлечь в областной бюджет около 150 миллиардов рублей.

Для Калининградской области дополнительно построят два новых парома

Однако экономика тоже столкнулась с кадровой проблемой. Из почти 15 тысяч вакансий на рынке труда на обрабатывающую промышленность приходятся 16 процентов, на торговлю - 13 процентов, на сферу образования - 10,5 процента. По мере реализации инвестпроектов потребность в кадрах будет только расти.

Поэтому многие наши предприниматели работают напрямую с вузами и колледжами, чтобы заранее готовить для себя работников. Например, госкорпорация "Росатом" совместно с БФУ имени Канта обучает химиков-технологов. ОКБ "Факел" создает на территории калининградского вуза отдельный технопарк, где заработают лаборатории по проведению экспериментальной наземной отработки космических аппаратов. Причем завод финансирует как проектирование, так и оснащение учебных помещение оборудованием.

Проблема калининградской логистики никуда не ушла. Какую помощь сегодня готовы оказать власти?

Алексей Беспрозванных: Если мы говорим о пассажирских перевозках, то здесь помогают субсидии на авиаперелеты для калининградцев - это больше одного миллиарда рублей, который выделило федеральное правительство. Наша главная задача - обеспечить бесперебойное субсидирование направления.

В бизнес-логистике у нас три пути: автомобильные, железнодорожные и морские перевозки. За шесть месяцев 2024-го грузооборот паромов и сухогрузов увеличился почти на 10 процентов. Железнодорожные перевозки, напротив, снизились на 18 процентов из-за действующих ограничений.

Поскольку морской путь теперь для нас превалирует, прорабатываем вопрос с федеральными структурами о реконструкции железнодорожно-паромных комплексов в Калининградской и Ленинградской областях. По примерным оценкам, это обойдется в 17 миллиардов рублей.

Кроме того, президент страны поддержал решение о начале строительства двух дополнительных паромов для Калининградской области. Вопрос по третьему судну будет решаться в 2026 году.

Продолжает работать программа субсидирования из федерального бюджета морских перевозок. Всего на 2024 год выделено 4,6 миллиарда рублей.

Как снизить в регионе цены на продукты, власти обсуждают с предприятиями, поставщиками, торговыми сетями. Фото: Пресс-служба правительства Калининградской области

Как сегодня развивается экспортное направление? Удается ли калининградскому бизнесу выдерживать конкуренцию на рынке с учетом дорогой логистики?

Алексей Беспрозванных: Экспортировать в условиях санкций непросто. Однако сегодня наши экспортеры осваивают новые рынки, расширяют географию поставок.

Много героев "антисанкционной войны" в секторе малого и среднего предпринимательства. В этом году одно из наших предприятий - Калининградский мотозавод - стало победителем премии "Экспортер года" в СЗФО.

Благодаря компании "Содружество" Калининградская область остается одним из крупнейших экспортеров в агропромышленном комплексе страны. Буквально на днях региональное управление Россельхознадзора сообщило, что с начала года регион экспортировал более 200 тысяч тонн пшеницы. Этот показатель вырос на четыре процента по сравнению с аналогичным периодом 2023-го.

Так что экспорт развивается. Наши уже бывшие европейские партнеры упускают выгоду, но это их осознанный выбор.

В этом году Калининградская область готовится принять более двух миллионов туристов. Выдержит ли инфраструктура такой поток гостей?

Алексей Беспрозванных: Действительно, показатели туристической активности растут. Пассажиропоток аэропорта Храброво по сравнению с прошлым годом увеличился на 14 процентов. Поезда дальнего следования тоже перевезли в полтора раза больше пассажиров - почти 189 тысяч человек. За шесть месяцев этого года - без учета самых привлекательных для туристов июля, августа и сентября - регион посетили 940 тысяч гостей. Прирост составил 9,4 процента.

Однако рекордные цифры для нас - не самоцель. Хочется, чтобы туризм был цивилизованным и развивался органично. Инфраструктура должна за ним поспевать и работать на пользу местных жителей и бизнеса. Конечно, вопрос новых гостиниц остается актуальным, их откровенно не хватает.

Вместе с госкорпорацией "Туризм.РФ" работаем над проектом "Белая дюна", который реализуется в рамках поручения президента о создании круглогодичных морских курортов. На текущий момент это крупнейший проект в калининградской туристской отрасли и по объему инвестиций, и по масштабу задуманного, а главное - по ожидаемому эффекту в виде новых инфраструктурных объектов, комфортной среды, налоговых поступлений. По нашим оценкам, "Белая дюна" увеличит туристский поток в регион еще на 1,1 миллиона человек ежегодно.

Параллельно будем реконструировать аэропорт, чтобы он мог принимать больше рейсов и пассажиров. Для этого будет построена магистральная рулежная дорожка и расширен аэровокзальный комплекс.

Ключевой вопрос

Вы активно встречаетесь с жителями региона, общаетесь с ними лично, по телефону и через социальные сети. Какие проблемы волнуют население больше всего?

Алексей Беспрозванных: Ежедневно просматриваю свои каналы в соцсетях, читаю комментарии. Если успеваю, то отвечаю сам или поручаю ответственным лицам разобраться в ситуации. К сожалению, плотный рабочий график не позволяет ответить всем, прошу никого не обижаться. Но могу заверить, что все обращения будут рассмотрены моими коллегами. За качеством ответов прослежу лично.

Однако больше всего информации получаю, конечно, от встреч с жителями. Такой живой и, главное, конструктивный диалог помогает оценить ситуацию со всех сторон и найти варианты ее разрешения. Если говорить о темах, то в топе - благоустройство, ЖКХ, дороги, здравоохранение и экология.

Крайне важна помощь общественников. В Калининградской области они очень активные, и это замечательно. Больше сотни НКО сегодня реализуют свои проекты при поддержке регионального правительства и муниципалитетов, получают средства из Фонда президентских грантов и Президентского фонда культурных инициатив. Большинство инициатив направлены на работу на местах - это социальная сфера, культура, патриотические, спортивные и молодежные проекты, поддержка бойцов СВО и многое другое.

Большой шаг в этом году сделала система территориального общественного самоуправления (ТОС). Если в 2022 году таких объединений было 15, то сейчас их уже 53. Мы регулярно проводим обучение "тосовчан" за счет средств резервного фонда. Поддерживаем их методически и информационно. Они проводят мероприятия, помогают нам создавать новые общественные пространства для жителей городов и поселков. Активисты - это наша опора. Ведь именно от них зависит в том числе мое понимание ситуации на местах.

Тем временем

В регионе приводят в порядок культурное наследие. Инвесторы работают на 18 объектах культурного наследия Калининградской области. Среди них - популярные у туристов замки Тапиау, Рагнит, Прейсиш-Эйлау и Нойхаузен, а также комплекс Понарт, форты и исторические здания. Всего на эти цели в виде льготных займов и безвозмездной субсидии направили свыше четырех миллиардов рублей. Все ОКН затем введут в хозяйственный оборот, вдохнув в них новую жизнь.

Кстати

Строительные работы на стеклянном корпусе Музея Мирового океана обязательно будут завершены. Об этом "РГ" рассказал врио губернатора региона Алексей Беспрозванных. Темпы ускорят, на объект пообещали завезти дополнительную технику и бригады рабочих. После завершения стройки займутся наполнением музейного корпуса. Так, аквариумных рыб для "Планеты океан" уже специально выращивают в Москве.