В Русском фотомузее в Нижнем Новгороде появились необычные снимки

Новая выставка "Бурлацкий на Волге. Дорогами Максима Дмитриева" - это 30 работ, выполненных в удивительной, теплой технике амбротипии, известной с середины XIX века. Амбротипия в переводе с древнегреческого означает "бессмертный отпечаток". Название объясняется стойкостью этих завораживающих серебряных фотоизображений на стекле. Амбротипия и путешествие - удивительное сочетание. Старинная технология, современные волжские сюжеты, эхо давней экспедиции Дмитриева - все это складывается в неповторимую визуальную и смысловую картину пересечения прошлого и настоящего.
Звягинцева Наталья/РГ

В 1894-1903 гг. Максим Дмитриев, один из основоположников русской художественной фотографии, совершил знаменитое фотопутешествие по Волге, запечатлев великую русскую реку, природу и людей по ее берегам на всем ее протяжении, буквально от самого истока и до устья у Каспия. А в 2021 году современный фотограф-амбротипист Миша Бурлацкий с компанией единомышленников отправился по следам той экспедиции.

Правда, против десятилетнего пути фотографа Дмитриева этот маршрут занял чуть менее полутора месяцев. В результате и появились документальное кино с одноименной фотовыставкой.

"Матрица повсюду. Она с нами рядом. Даже сейчас она окружает нас", - шутили цитатами из культового кинофильма первые же зрители на открытии.

И действительно, на первый взгляд совершенно классические снимки вроде как позапрошлого века при более внимательной фокусировке выдают неожиданный подвох: современная одежда, новые постройки, великий памятник "Родина-мать", появившиеся уже на новом витке истории. Но само, как сказали бы театралы, "зеркало сцены" почти не изменилось.

Как отмечает сам Бурлацкий, "не нужно воспринимать этот проект как попытку пусть частичной, но реконструкции творчества Максима Дмитриева":

- Авторская рефлексия на произошедшее со страной за последние сто лет - это мой частный, субъективный взгляд. В данном случае амбротипия - просто своеобразный инструмент познания. Неторопливый, трудоемкий, часто непредсказуемый. Притягивающий и завораживающий "моделей" и заставляющий их раскрыться с неожиданной для них же самих стороны. Во времена Дмитриева это было нормой, сейчас воспринимается как чудачество, но именно здесь чудачество и норма соединились в нечто третье. Фотографии на выставке - это лучшие 30 кадров, которые мы смогли отобрать при подготовке большого документального фильма. Огромное спасибо всем волжанам, помогавшим нам словом и делом.