- Кузбасский бассейн - крупнейший в России. Здесь сосредоточено около 45 процентов отечественных запасов угля, и, соответственно, половина его добычи в стране, - напомнил руководитель Роснедр Евгений Петров участникам прошедшей в Кемерове научно-практической конференции "Актуальные вопросы недропользования угольных месторождений".
По данным областного минуглепрома, прогнозные ресурсы кузбасского твердого топлива достигают 300 миллиардов тонн. На госбалансе числится 67,4 миллиарда тонн запасов каменных и 52,7 миллиарда тонн бурых углей.
- Если считать с 1860 года - официальной даты начала промышленного освоения наших угольных месторождений, - то в Кузбассе уже добыто 10,5 миллиарда тонн. И если мы будем добывать даже по 300 миллионов тонн в год, запасов хватит на тысячу лет, - подчеркнул министр угольной промышленности Кузбасса Олег Токарев.
Как уточнил начальник департамента по недропользованию по СФО Алексей Партолин, в Кемеровской области действует 293 угольных лицензии, по которым работает более 160 предприятий (79 шахт и 86 разрезов). При этом с 2019 года сохраняется тенденция к сокращению добычи.
В прошлом году в Кузбассе подняли на-гора 214,2 миллиона тонн угля - на четыре процента меньше, чем годом ранее. А в 2024-м, как прогнозируют в областном минуглепроме, регион сможет добыть не более 210-212 миллионов (в первом полугодии объемы упали на 5,5 процента - до 102,8 миллиона тонн). Главная проблема - в вывозе сырья.
Трудности с логистикой влияют на экспортные поставки. В первом полугодии 2024-го их объемы сократились на семь процентов по сравнению с аналогичным периодом 2023-го. Даже наращивание экспорта энергетического угля с мая (в результате снижения экс-портных курсовых пошлин для угольщиков и увеличение спроса в азиатских и средиземноморских странах) ситуацию кардинально не изменят. По словам Олега Токарева, в начале августа на железной дороге стояло без движения более 120 составов с кузбасским углем, а до этого - двести.
Логистические сложности добывающие компании стараются преодолевать в тесной связке с федеральной властью и железнодорожниками. Строят углесборочные станции для уменьшения транспортного плеча, а также ищут новые пути вывоза.
Так, в конце июля из Кузбасса в Индию через Казахстан и Туркменистан отправились первые два состава с углем в полувагонах. Миновав сухопутный транспортный коридор "Север - Юг", до иранского морского порта Бендер-Аббас уголь поехал дальше морем, через Персидский залив. Это направление сейчас перегружено гораздо меньше, чем черноморское. Кроме того, в Кузбассе просчитывают экономическую целесообразность еще одного угольного маршрута - через порт Мариуполь в Донбассе. Южный и азиатско-тихоокеанский векторы движения остаются на фоне западных санкций едва ли не единственными и жизненно важными для всего российского углепрома.
Вместе с тем, по мнению экспертов, никакое расширение Восточного полигона РЖД в ближайшем будущем не сможет удовлетворить повышенный спрос на перевозки в страны АТР. Поэтому есть смысл развивать в равноудаленном от всех границ Кузбассе обогащение и глубокую переработку угля. Производить, не сходя с месторождений, продукцию с высокой добавленной стоимостью. Ее и транспортировать гораздо выгоднее.
Кстати, увеличение степени переработки и потребления минерального сырья, создание необходимой инфраструктуры для создания и внедрения новых технологий - среди основных задач, перечисленных в обновленной "Стратегии развития российской минерально-сырьевой базы". Соответствует ли этим установкам инвестиционная политика бизнеса? Эксперты подмечают: угольные компании не торопятся вкладывать средства в обогащение сырья, особенно когда мировые цены на него растут.
- Мы находимся в том важном моменте, когда необходимо менять историю переработки угля и угледобывающих компаний, - полагает замдиректора научно-образовательного центра "Кузбасс-Донбасс" Наталья Петрик. - Почему инновационная активность угольных предприятий, в отличие от нефтедобывающих, остается низкой? Дело в том, что уголь можно добыть и сразу же использовать для получения энергии, а нефть в любом случае необходимо сначала переработать. Потому в нефтедобывающей отрасли сразу закладывается гораздо больше инвестиций в изучение технологий переработки и создание продуктов из добываемого сырья.
Впрочем, угольщики тоже движутся в этом направлении.
Так, например, на обогатительных фабриках компании "СУЭК-Кузбасс" за последние годы внедрили ряд инноваций для углубленного обогащения рядового угля и повышения выхода концентрата. Установили современные гидроциклоны, отсадочные фильтрующие центрифуги и спиральные сепараторы. Комплексная модернизация и техперевооружение позволили обогатителям Кузбасской топливной компании увеличить производственную мощность на тридцать процентов. Уголь разного сорта на фабриках обогащают, внедряя цифровизацию и автоматизацию производственных процессов под жестким контролем качества и соблюдения экологических норм.
На семь процентов увеличила мощности трех своих обогатительных фабрик компания "Кузбассразрез-уголь". Два предприятия обзавелись гидросайзерами и обезвоживающим оборудованием. В результате выход концентрата вырос, а влажность снизилась. А на одной из фабрик компании "СДС-Уголь" вышедшую из строя часть импортного оборудования для первичной мокрой классификации угля заменили изготовленным в собственном сервисном центре.
Евгений Петров, руководитель Федерального агентства по недропользованию:
- Ключевая задача - обеспечить такой уровень добычи твердых полезных ископаемых, чтобы страна занимала лидирующие позиции, восполнять выбывающие месторождения, многие из которых создают монозависимость местной экономики. В приоритете - не только открытие и поиск новых площадей, но и технологическое развитие, в том числе повышение эффективности добычи на действующих месторождениях, разработка технологий более глубокой переработки сырья, чтобы добавленная стоимость формировалась у нас в стране. На базе Всероссийского научно-исследовательского института минерального сырья имени Н. М. Федоровского создан геотехнологический центр, который отрабатывает технологии глубокой переработки. Если и раньше недропользователи применяли в основном австралийские, американские и европейские технологии, то сейчас многие переходят на китайские. Но мы предлагаем альтернативу. И уже до семидесяти процентов технологий, которые мы утверждаем в проектах разработки месторождений, - российские.