- Каких-то радикальных перемен точно не будет, поскольку мы сотрудничаем давно, - прокомментировал договоренности корреспонденту "РГ" министр промышленности и энергетики Алтайского края Вячеслав Химочка. - Обсуждались в основном знакомые вопросы. Прежде всего, наверное, стоит упомянуть об увеличении поставок на "Гомсельмаш" колесных дисков, которые выпускает Барнаульский завод механических прессов. В нынешнем году предприятие обещает отправить в Гомель более семи тысяч изделий. Раньше белорусы в основном использовали колесные диски, производимые в Польше. Когда по известным причинам поставки прекратились, гомельчане встали перед выбором: закупать продукцию либо в Китае, либо в России. Выбор был сделан в пользу барнаульских мехпрессов.
Также в Минске шли переговоры о производстве на ФНПЦ "Алтай" оборудования для химической отрасли Беларуси и оснащении белорусских двигателей форсунками Алтайского завода прецизионных изделий (планируется, что до конца этого года часть двигателей будет оснащена топливной аппаратурой из Барнаула).
Корреспондент "РГ" пообщался с представителями алтайской делегации. Их общее мнение от посещения заводов в братской стране: знакомых реалий много, поскольку вышли мы 33 года назад из одного государства, однако в Беларуси, наверное, поступили правильно, оставив в госсобственности крупнейшие предприятия страны. Отказ от их приватизации сохранил экономическую базу и спас от социальных катаклизмов, обеспечив десяткам тысяч людей гарантированную работу.
В ходе визита в Беларусь на встрече с президентом Александром Лукашенко была поднята тема возможного сотрудничества в сфере беспилотных авиасистем гражданского назначения.
- В рамках нового национального проекта "Беспилотные авиационные системы" вы ведете разработку региональной программы, которая позволит приобретать беспилотные летательные аппараты для нужд сельского хозяйства, системы образования, природоохранной деятельности. Здесь у Беларуси хорошие компетенции, и мы готовы вас с ними ознакомить. Если понравится - будем вместе работать, - отметил тогда белорусский президент.
В Алтайском крае за это направление отвечает минпромэнерго.
- Дроны в нашем регионе уже достаточно активно используются в сельском хозяйстве и энергетике. Специалисты "Алтайкрайэнерго" в последние годы с помощью беспилотников проводят мониторинг состояния опор, изоляторов, проводов. Аграрии в прошлом году с использованием дронов обработали химикатами тридцать тысяч гектаров посевов. При этом у каждого из регионов должен быть свой план развития беспилотных летательных систем. Наша задача - найти и застолбить свою нишу, - убежден Вячеслав Химочка.
В отличие, допустим, от Подмосковья в Алтайском крае после закрытия Барнаульского и Славгородского радиозаводов не осталось компетенций в сфере производства электроники (за исключением СКБ "Восток", у которого хватает своих неотложных заказов). Догонять другие регионы, создавая заводы по выпуску электроники по сути с нуля, мягко говоря, нецелесообразно. В лучшем случае можно производить комплектующие для дронов, как это пытаются делать в группе компаний "Союз".
- У нас уже сложилась своя отраслевая структура экономики. В частности, мы выпускаем вагоны и почвообрабатывающую технику - эти направления надо и дальше развивать, наращивая объемы и осваивая дополнительные виды изделий. Обратите внимание на бурный рост в крае производства зерносушилок - их продажи достигли уже пятнадцати миллиардов рублей в год. У сферы дронов широкие перспективы. Одни регионы должны их производить, а другие готовить кадры. В крае есть крепкая база в аграрном университете - учебные программы и классы, квалифицированные преподаватели, учебная площадка. За несколько лет здесь прошло подготовку несколько сотен человек, в том числе из других регионов.
В АГАУ создано даже структурное подразделение - "Летная школа аграрного университета", в которой с 2021 года на регулярной основе реализуется ряд специальных программ дополнительного образования - к примеру, "Оператор наземных средств управления беспилотным летательным аппаратом массой до 30 кг" (продолжительность - 52 часа). В краевом детском технопарке "Кванториум.22" по этому направлению занимаются с детьми.
Кроме того, в регионе разработан проект "Программы развития беспилотных авиационных систем в Алтайском крае до 2030 года". Согласно ему, наиболее перспективными направлениями использования БАС являются мониторинг в таких сферах как состояние земельных ресурсов, ЖКХ, безопасность дорожного движения, гражданская оборона и предупреждение возникновения ЧС, сельское и лес-ное хозяйство, энергетика и здравоохранение (здесь задачи определит Федеральный центр медицины катастроф ФГБУ "НМХЦ им. Н. И. Пирогова" минздрава России).
Помимо проектов в промышленной сфере, в ходе визита в Минск подняли вопрос открытия прямого рейса "Минск - Барнаул" и субсидирования авиаперевозок (этим занимается минтранс РФ). В Могилеве министр строительства и ЖКХ Алтайского края Иван Гилев провел переговоры о рассрочке на три года выплат, связанных с поставками лифтового оборудования (в регионе действует программа замены старых лифтов на новые из Беларуси, а средств на залповую замену не хватает).
- Мы убедились, что наше сотрудничество развивается в правильном направлении - прежде всего это кооперация усилий в различных сферах экономики. Что касается промышленного производства, то одним из самых перспективных видится сотрудничество в сельхозмашиностроении. В этом плане многое будет зависеть от таможенной политики и налоговых льгот, - подчеркнул вице-губернатор Алтайского края Александр Климин.
Барнаульский завод автоформованных термостойких изделий (Барнаульский завод АТИ) открыл вторую очередь цеха тормозных колодок и накладок дискового и барабанного тормоза. Их выпускают для грузовиков, прицепов, автобусов, трамваев, поездов и вагонов метро российского и белорусского производства.
Инвестиции в расширение цеха превысили 200 миллионов рублей. Из них 157 миллионов в виде льготного займа по программе "Автокомпоненты" предоставил федеральный Фонд развития промышленности. Компания оснастила цех новой производственной линией по выпуску безасбестовых фрикционных колодок дискового тормоза и накладок барабанного тормоза. В результате объем производства тормозных колодок и накладок вырастет на 50 процентов - до 2,3 миллиона изделий в год. Линия работает в формате полного цикла: от разработки технологии и оснастки до изготовления готовой продукции с полной механической обработкой. Уровень локализации составляет 95 процентов.