Верхняя Пышма станет центром производства высокоскоростных поездов

На верхнепышминском заводе, где собирают электрички "Финист" и грузовые локомотивы, началась модернизация. Производственные мощности реконструируют, кроме того, добавят цех крупных компонентов, испытательный корпус тягового оборудования, участок пусконаладки и конструкторское бюро общей площадью 60 тысяч квадратных метров, чтобы в конце 2026 года открыть серийное производство высокоскоростных поездов.
Поезда будут компоноваться из 8 вагонов разного класса, их общая вместимость составит 455 пассажиров.
Поезда будут компоноваться из 8 вагонов разного класса, их общая вместимость составит 455 пассажиров. / Татьяна Андреева/РГ

Предприятие выбрано головным в кооперационной цепочке для федерального проекта высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ). Опытный образец состава планируют изготовить через два года, в 2027-м провести испытания и сертификацию, а в 2028-м выпустить первую партию. Идею поддержали и власти Свердловской области, подписав соглашение о сотрудничестве с машиностроителями.

Общая протяженность ВСМ в мире превышает 44 тысячи километров. Такие дороги имеются в 29 странах, но лишь в 14 инфраструктура позволяет развивать скорость 300 и выше километров в час. Безусловный лидер - Китай, где строится ежегодно около 1000 километров ВСМ. В России пока самой быстрой является ветка Москва-Санкт-Петербург, по которой ходят "Сапсаны", но ее потолок - 250 километров в час. Обычный пассажирский состав набирает максимум 80-100 километров в час, электрички типа "Ласточки" умеют разгоняться до 160 километров в час.

План по созданию сети ВСМ в нашей стране по масштабности, значимости и долгоиграющему эффекту для экономики можно сравнить с планом ГОЭЛРО: как когда-то электрификация полностью перевернула крестьянский уклад, так высокоскоростное движение до 2050 года должно кардинально изменить уровень жизни на территориях, где проживает 80 процентов населения, загрузить заказами промышленность, научно-проектные институты, породить новые технологии. Перспективная сеть ВСМ длиной 4671 километр включает в себя несколько участков: Москва-Санкт-Петербург, Москва-Нижний Новгород-Казань-Екатеринбург, Москва-Ростов-на-Дону-Адлер и Москва-Минск. Максимальная скорость на них должна достигать 400 километров в час, эксплуатационная - 350.

Как примерно будут выглядеть "самолеты на колесах" снаружи и внутри, показали на последнем "Иннопроме". У полноразмерного макета необычная форма со скошенным носом - это позволит снизить коэффициент сопротивления воздуха и расход энергии. Экструдированный алюминиевый профиль меньше по массе, что принципиально важно для ВСМ, при этом сохраняется конструктивная прочность, жесткость и устойчивость к коррозии. В перспективе составы будут компоноваться из 8 вагонов разного класса, их общая вместимость составит 455 пассажиров. Каждый оснастят комплексом машинного зрения, средствами цифрового управления и интервального регулирования.

Поскольку составы будут ходить с интервалом 10-15 минут, это обеспечит большой пассажирский трафик

- Технический проект вагона закончим к концу 2024 года, технический проект кузова уже полностью готов, - рассказал Александр Мишарин, заместитель председателя совета директоров холдинга, разрабатывающего подвижной состав. - Создание поездов для ВСМ - интереснейшая и крайне сложная задача. Важна форма корпуса, аэродинамика, шумоизоляция. Кроме того, предъявляются более высокие требования к инфраструктуре: безбалластный путь, новые контактные сети, автоматика. Получено уже более 50 патентов, а всего их будет, думаю, свыше 100.

В реконструкцию и оснащение площадки в Верхней Пышме вложат 44 миллиарда рублей, около 80 процентов от этой суммы - льготные займы по госпрограммам. Уже идет контрактация на новое оборудование. После реконструкции завода и при должном спросе здесь смогут собирать до 300 скоростных электропоездов в год, в том числе 100 высокоскоростных. По словам главы группы компаний Виктора Леша, обозначенные сроки - это, безусловно, вызов как с точки зрения инженерных задач, расширения пула поставщиков, так и формирования слаженной команды.

Только на самом производстве будет создано 450 высокотехнологичных рабочих мест. Для одной ВСМ Москва-Петербург потребуется 63 поезда, а на всю сеть - более 290. Один из самых животрепещущих вопросов - локализация, ведь состав состоит из более чем 300 тысяч деталей или 7160 элементов. На предприятии заверяют: локализовано почти все, кроме трех циклов, но они не являются ключевыми: краска, мастика и т. п.

Что изменится для страны с вводом ВСМ? Интегрированная в сеть скоростных железных и автодорог, она сократит время в пути от Москвы до Петербурга с 4 часов до 2 часов 15 минут, от столицы до Нижнего Новгорода можно будет добраться за 1 час 50 минут, от Казани до Екатеринбурга - за 3 часа 10 минут. Поскольку поезда будут ходить с интервалом 10-15 минут, это обеспечит большой пассажирский трафик, а города на маршруте станут более привлекательными для жизни и инвестиций, что подтверждает опыт Китая. Только на первую линию между Москвой и Санкт-Петербургом, которую хотят сдать в 2030 году, потребуется до миллиона тонн арматуры и несколько десятков тысяч единиц строительной техники, 2-3 тысячи работающих, в проекте будут задействованы сотни поставщиков и подрядчиков.

- Так называемый эффект агломерации, когда в 150-200 километрах по каждую сторону от ВСМ производительность труда повышается в 1,5-2 раза, социально-экономическая ситуация стабилизируется. Малые города получают совершенно другую доступность, там появляются другие возможности для работы, при этом остается все та же близость к природе, - объяснил Александр Мишарин.

Кстати, бизнес не исключает реанимацию проекта ВСМ Екатеринбург-Челябинск, но не раньше 2030 года. Напомним: идею связать скоростной железнодорожной веткой две крупнейшие на Урале агломерации, расположенные друг от друга в 217 километрах, обсуждают уже девять лет. Даже было создано хозяйственное партнерство "Уральская скоростная магистраль", на содержание которой выделяли деньги Свердловская и Челябинская область. Стройку по концессии планировали начать в 2021-м, но к пандемии успели сделать только трассировку и подготовить технико-экономическое обоснование. С того самого момента проект находится на стопе, хотя до сих пор включен в транспортную стратегию России и генеральную схему развития сети железных дорог до 2036 года.

По предварительным расчетам, между Челябинском и Екатеринбургом должны были ходить 6 составов с семью остановками, в том числе в аэропортах Кольцово и Баландино. Благодаря сокращению времени в пути с 4 часов до 1 часа 50 минут пассажиропоток по маршруту мог составить 3,5 миллиона человек в год. Пять лет назад стоимость строительства двухпутной магистрали оценивалась в 286 миллиардов рублей. При этом выручка перевозчика должна была составить 138 миллиардов, выручка владельца инфраструктуры - 281 миллиард за 30 лет концессии.