22.08.2024 19:19
Поделиться

Процедура досудебного обжалования станет обязательной для ряда лицензий

Правительство утвердило перечень лицензий и разрешений, для которых с 1 сентября 2024 года процедура досудебного обжалования станет обязательной. Если заявитель захочет оспорить действия разрешительных органов, ему надо будет оставить жалобу на Госуслугах.
iStock

Всего на Госуслуги выведено получение 432 видов разрешений, но процедура обжалования предполагает вариативность - заявитель может либо сразу обратиться в суд, либо сначала направить жалобу через сервис на портале. В подписанный премьер-министром Михаилом Мишустиным перечень вошли наиболее востребованные у заявителей виды разрешительной деятельности. Всего 202 вида различного рода аттестаций, государственных регистраций, разрешений на работы и строительство, оформление сертификатов и прочие. С 1 сентября досудебное обжалование станет обязательным для 194 из них, с 31 декабря - для остальных 8 видов из утвержденного перечня. Для других видов деятельности досудебное обжалование станет обязательным с 1 января 2028 года.

Обжалование решений контрольных органов в сфере выдачи лицензий и разрешений в режиме эксперимента стало доступно на Госуслугах с середины прошлого года. Эксперты отмечают эффективность такого подхода, так как он позволяет значительно ускорить процедуру решения вопросов и сэкономить на судебном разбирательстве.

В 2023 году поступило чуть больше 300 обращений, в среднем срок рассмотрения жалоб составил 9 дней. С начала 2024 года через Госуслуги поступило уже более 2,2 тыс. обращений, средний срок рассмотрения остался прежним - 9 дней. В правительстве отмечают эффективность такой модели. В частности, этот формат позволяет напрямую узнать, с какими трудностями сталкиваются бизнес и граждане в разрешительной деятельности.

"Мы видим, что бизнес и граждане стали активнее пользоваться возможностью досудебного обжалования на Госуслугах, такой онлайн-формат действительно удобнее, чем обжаловать решения или действия разрешительных органов в судах. Поэтому мы решили активнее переходить от эксперимента к постоянному формату, и уже в этом году процедура досудебного обжалования станет обязательной для целого ряда разрешений. Кроме того, для нас самих такой формат обжалования - это способ напрямую узнать, с какими трудностями сталкиваются бизнес и граждане в разрешительной деятельности. На эту обратную связь мы опираемся, когда принимаем решения по улучшению процедуры выдачи лицензий и разрешений", - отмечает вице-премьер - руководитель Аппарата правительства Дмитрий Григоренко.

Лицензии или разрешения выдаются физическим, юридическим лицам и предпринимателям для осуществления определенных видов деятельности, требующих соответствующего разрешения. С момента, когда заявитель подал на портале "Госуслуги" обращение на получение лицензии или разрешения, ему в онлайн-режиме становится доступна возможность подать жалобу. Основные причины жалоб - отказ в предоставлении разрешения или лицензии, нарушение срока оказания услуги, отказ в приеме документов и прочие. Жалобы рассматривает чиновник, который занимает должность выше коллеги, принимавшего решение по выдаче разрешительного документа. После прохождения процедуры обязательного досудебного обжалования у заявителя остается возможность обратиться в суд.

Эксперты отмечают, что модель обжалования через Госуслуги дополнительно снимает избыточную нагрузку с судебной системы, а механизмы рассмотрения таких заявлений исключают возможность того, что принимать решение по жалобе будет тот чиновник, который выносил изначальное решение.

Механизм досудебного обжалования функционирует с 1 июля 2021 года. В августе 2023-го его распространили на разрешительную сферу - соответствующий сервис был запущен на портале "Госуслуги". Это произошло в рамках эксперимента по оптимизации и автоматизации процессов разрешительной деятельности.

В декабре 2023 года был подписан закон о досудебном обжаловании решений и действий разрешительных органов. В феврале 2024 года Минэкономразвития подготовило проект постановления правительства о создании единой системы рассмотрения жалоб в сфере разрешительной деятельности в досудебном порядке.