25.08.2024 18:20
Поделиться

Рекламные обзвоны могут попасть под полный запрет

Минцифры планирует в сентябре внести в Госдуму законопроект о запрете массовых спам-звонков. Это должно изменить отношение пользователей к звонкам с неизвестных номеров. Эксперты отмечают, что сегодня достаточно трудно определить, что такое спам, и отличить его от рекламных обзвонов, на которые сами пользователи дали свое согласие.
Для массовых обзвонов сейчас не нужны кол-центры - их заменили виртуальные помощники.
Для массовых обзвонов сейчас не нужны кол-центры - их заменили виртуальные помощники. / PhonlamaiPhoto / iStock

Никаких подробностей о том, как мог бы работать такой закон, пока нет. О планах защитить россиян от спам-звонков стало известно еще в апреле. Тогда на телеком-конференции глава минцифры Максут Шадаев заявил, что из-за таких обзвонов у россиян выработалось недоверие к любым звонкам с незнакомых номеров. "Мы планируем внести законопроект, который запрещает массовые спам-обзвоны. Нам кажется, что сейчас у наших абонентов выработалось очень напряженное отношение к любым коммерческим обзвонам", - сказал министр.

Сейчас в России действует административная ответственность за спам-звонки, соответствующий закон Владимир Путин подписал в начале апреля. За его нарушение физлица заплатят от десяти до 20 тысяч рублей, должностные лица - от 20 до 100 тысяч, юрлица - от 300 тысяч до миллиона рублей. Собеседники "РГ" полагают, что есть два основных пути реализации новой инициативы.

Значительно сократить спам можно, в том числе опираясь на информацию от пользователей, но полностью победить его не удастся, считают эксперты

Первый предполагает отсечение таких звонков на основе алгоритмов, например, в случае высокой частоты звонков, превышающей среднюю среди абонентов, либо звонков на большое число различных, неповторяющихся номеров.

Второй вариант - блокировка с опорой на обратную связь от пользователей, так как это сегодня работает в большинстве специализированных приложений и сервисов антиспам-защиты, предлагаемых операторами связи. Если на один номер пожаловались несколько абонентов, он попадает в список спама, подписывается соответствующим образом и блокируется. В первом случае велики риски ошибок и избыточных ограничений, потому что в жизни самых добропорядочных граждан бывают ситуации, когда нужно срочно звонить большому числу людей. Случаи эти, как правило, не очень приятные. И дополнительно попадание еще и под блок вряд ли в такой ситуации пойдет кому-либо на пользу. Скорее может сработать метод паттернов поведения. Так, как это работает при проверке переводов с карты на карту в банках. "Если вы всегда делаете много платежей, это не привлечет внимание антифрода. А вот если вы делаете 1-2 в неделю, а затем десяток - в течение часа, велик риск, что карту заблокируют", - отмечает собеседник из банковской сферы.

В любом случае говорить о полной победе над спамом вряд ли придется, уверен глава ИАА Telecom Daily Денис Кусков. "Надо дать четкие понятия, что является спамом, в каком количестве, какой направленности, чтобы не было, что если люди подписались на какие-то рассылки или карты лояльности и рассылают их, может быть, тысячи, то это не будет спамом. То есть должно быть определенное реально письменное согласие человека", - подчеркнул эксперт. Кроме того, по его словам, сейчас идет глобальная борьба с "серыми" SIM-картами. "Там и биометрия, и сравнение с паспортными данными. Через какое-то время будет четкое понимание, кому что принадлежит, и делать спам-рассылки окажется тяжело. Не сказать, что невозможно, потому что их можно будет делать, допустим, с иностранных номеров, но это будет гораздо тяжелее. Все равно их будет блокировать фильтр операторов. Думаю, можно значительно сократить спам. Но победить его на 100%, конечно, не удастся", - уверен Кусков.