В документе говорится, что средства, собранные за аэронавигационное обслуживание, будут ежемесячно отчисляться в федеральный бюджет. На них в дальнейшем будут ремонтировать воздушные гавани. Сам сбор для авиакомпаний увеличится на 37% на внутренних рейсах и в два раза - на международных. Это позволит собирать дополнительно около 12 млрд руб. ежегодно и отремонтировать до 2030 года не менее 50 аэродромов, подсчитали в минтрансе.
При этом в минтрансе допустили незначительное подорожание авиабилетов - в среднем на 150 руб.
Авианавигационные сборы заложены в общей стоимости билета на самолет и составляют всего несколько процентов, поэтому для пассажиров серьезного подорожания авиаперевозок не предвидится, пояснил авиационный эксперт и главный редактор портала Аvia.ru Роман Гусаров. Но за счет увеличения авианавигационного сбора появятся дополнительные средства на содержание инфраструктуры аэродромов, говорит он. Это взлетно-посадочные полосы, перроны, рулежки, светосигнальное оборудование. Сейчас в большей степени нуждаются в ремонте, конечно, малые аэродромы, поскольку крупные федеральные аэропорты у нас представлены достойно, обратил внимание эксперт.
По словам исполнительного директора агентства "Авиапорт" Олега Пантелеева, сегодня аэродромную сеть необходимо развивать по трем направлениям. С одной стороны, расширять ее, то есть увеличивать количество аэродромов, с другой - нужны вложения в быстрорастущие аэропорты, где перспективный объем пассажиропотока не может быть обслужен с использованием существующей инфраструктуры. И, наконец, нужно ремонтировать взлетно-посадочные полосы, которые со временем изнашиваются.
"Конечно, для всего этого дополнительно собираемых средств не хватит, поэтому часть финансирования запланирована в федеральном бюджете, еще часть - внесут частные инвесторы, которые реализуют проекты в аэропортовой сфере", - говорит он. Эксперт отметил, что с ростом объемов перевозок сверх плановых показателей и величина поступлений от аэронавигационных сборов будет выше запланированной. "То есть чем больше мы будем летать, тем меньшие дополнительные расходы будут ложиться на стоимость каждого билета", - сказал Пантелеев.
По его словам, увеличение аэронавигационных сборов на фоне других факторов будет практически незаметно для пассажиров, учитывая, что в этом десятилетии наблюдается рост доходов граждан, и это позволило, например, в 2024 году летать больше, чем в 2022 и 2023 годах.
В Общероссийском объединении пассажиров согласились, что стоимость авиабилетов в краткосрочной перспективе увеличится незаметно. Однако в организации обеспокоены, что по ряду направлений авиабилеты для граждан сегодня остаются недоступными, в частности - это Дальний Восток и Калининград. "Стоимость некоторых билетов по этим направлениям достигает 50 тыс. руб. в одну сторону. Конечно, есть субсидированные билеты, но они предусмотрены для отдельных категорий граждан и не все успевают их покупать", - рассказал "РГ" председатель объединения Илья Зотов.