"Создание Морской коллегии обусловлено необходимостью выведения на новый качественный уровень государственного управления в сфере морской деятельности в связи с ростом геополитической напряженности, беспрецедентным санкционным давлением на Россию", - объяснил создание нового органа помощник главы государства. Чтобы российскому флоту оставаться "на плаву", придется решить, как накопившиеся внутренние проблемы, так и противостоять неприкрытой внешней агрессии.
"США и их союзники стремятся воспрепятствовать доступу России к ресурсам Мирового океана, а также лишить или ограничить возможности по использованию важных морских путей", - заявил Патрушев. По его данным, они наращивают военно-морское присутствие в ключевых районах Мирового океана и в акваториях, непосредственно прилегающих к территории России.
Кроме того, иностранные спецслужбы организуют теракты, направленные против стратегически важных объектов морской инфраструктуры РФ. Одновременно, по словам Патрушева, политика западных стран нацелена на сдерживание морской экономической деятельности России.
Как подчеркнул помощник главы государства, задержание или арест российских судов, введение вторичных санкций в отношении компаний, выполняющих перевозки в интересах нашей страны, прекращение поставок судового оборудования и приостановка строительства российских судов на зарубежных вервях - все это формирует существенные угрозы для безопасности России.
Еще один фактор риска - развернутая западниками кампания по дискредитации морской деятельности России, особенно в высоких широтах. При этом как способ давления и продвижения своих интересов используется экологическая повестка.
"В этих условиях требуется проведение целенаправленной и скоординированной морской политики. Важно определить эффективные меры по преодолению рисков и угроз национальным интересам и безопасности России", - указал Николай Патрушев.
Что касается внутренних проблем, то, по его данным, темпы обновления Российского флота не отвечают требованиям сегодняшнего дня. На протяжении многих лет недопустимо низким остается объем грузов, перевозимых судами под российским флагом, в первую очередь из-за нехватки отечественных судов.
"В результате недружественные России страны фактически вытеснили российские транспортные компании с рынка перевозок наших же экспортных и импортных стратегических грузов, включая нефть, нефтепродукты, зерно", - подчеркнул помощник президента.
По его мнению, необходимо развивать, а в отдельных случаях восстановить и приобрести новые компетенции в сферах судо- и кораблестроения, производстве судового оборудования и специальной техники, а также вывести отрасль на новый технологический уровень, в том числе за счет внедрения унифицированных программно-технических решений.
В то же время для эффективной работы судостроительных предприятий необходимо не только ликвидировать текущий кадровый дефицит, но и активно готовить молодых специалистов.
Отдельно на заседании речь шла о развитии Военного флота России.
"Россия как мощная морская держава заинтересована в обеспечении стратегической стабильности в Мировом океане. Однако высокая напряженность военно-политической обстановки в различных районах Мирового океана определяет необходимость расширения возможностей и повышения боеготовности Военно-морского флота", - отметил Патрушев.
По его мнению, в этих целях важно совершенствовать перспективный облик ВМФ. Особый акцент сделан на необходимости обеспечения серийности строительства военных кораблей и перехода к полной технологической независимости в производстве судового оборудования и программного обеспечения.
Как напомнил помощник президента, в рамках выполнения национальной морской политики особое внимание следует уделить арктическому направлению. Так, по его словам, в современных условиях, характеризующихся ненадежностью традиционных транспортных маршрутов, освоение транспортно-логистического потенциала Северного морского пути является для России одним из важнейших приоритетов развития.
Северный морской путь обеспечивает свободный выход в Мировой океан, к странам Юго-Восточной Азии, Индии, Персидского залива и Африки, с которыми продолжают развиваться торговые связи. Поэтому значимость Севморпути для экономики России как национальной транспортной магистрали возросла многократно.
"Чтобы Севморпуть мог взять на себя роль одной из главных транспортных артерий России, необходимо модернизировать инфраструктуру и обеспечить развитие портов Северного морского пути, и в первую очередь таких, как Мурманск, Архангельск, Диксон, Тикси, Певек. Активно использовать потенциал внутренних водных путей - наших крупнейших сибирских рек", - подчеркнул Патрушев.
Ни для кого не секрет, что сегодня наметилась явная тенденция к пересмотру ряда действующих международных норм морского права и вытеснению российских морепользователей из ключевых районов морской деятельности в Мировом океане. Поэтому, как было отмечено на коллегии, отдельного внимания требует работа по отстаиванию и защите национальных интересов России на международных площадках и в организациях.
Кроме того, как заметил помощник главы государства, необходимо наращивать объемы морских научных исследований и геологоразведочных работ, обеспечить выполнение работ по проектированию новых, современных судов и кораблей.
"На фоне рекордных выловов водных биологических ресурсов важно обеспечить рациональную нагрузку на промысловые районы, находящиеся под юрисдикцией России, активно развивать аквакультуру и товарное рыбоводство", - отметил Патрушев.
В сфере безопасности мореплавания необходимо повышение плотности морской береговой наблюдательной сети, обновление научно-исследовательского флота и создание российской спутниковой группировки, обеспечивающей бесперебойную связь и навигацию, в первую очередь в высоких широтах.
В целом, как подытожил помощник президента, Владимиром Путиным перед Морской коллегией "поставлены масштабные задачи". К ее работе будут привлекаться представители всех заинтересованных органов власти, научного сообщества, общественных организаций и бизнеса.