27.08.2024 15:19
Поделиться

Против ЛОМа. АНО "Диалог": Аудитория не верит фейкам, но попадает в сети дипфейков и ЛОМов

В IT-центре "Диалог" рассказали о самых популярных в Сети фейках 2024 года
Эксперты по противостоянию фейкам социологического IT-центра "Диалог" заявили о том, что в 2024 году снизилось число фейков с ожидаемых 15 миллионов до 8 миллионов. Из них лишь около 4 миллионов - уникальные фейки, остальные копии, то есть перепосты пользователей.
Директор АНО "Диалог" Владимир Табак.
Директор АНО "Диалог" Владимир Табак. / Кирилл Каллиников/ РИА Новости

- Тот случай, когда мы рады, что наш прогноз не сбывается, - комментирует итоги исследования центра директор АНО "Диалог" Владимир Табак. - Что важно: идет снижение общего числа копий, то есть распространения фейков пользователями за счет перепостов. Наш вывод - аудитория устала от чтения и просмотров новостей по трем "китам" ложной информации - политика, сетевые слухи и СВО. Но сначала устала от перенасыщения информационной повесткой и только потом научилась различать правду и ложь. А проблема в том, что доставка фейков усложняется за счет структурирования взбросов и развития технологий искусственного интеллекта (ИИ). И это новые вызовы.

Эксперты "Диалога" вбросы делят на четыре группы - региональные, они лидируют, федеральные (мобилизация, курс доллара, коррупция), дипфейки и подделка документов. При этом распространение всех групп лжи в 2024 году снизилась с 64% до 55%. Лидерами региональных фейков стали видео украинских "комендатур", например, в "Курске-Курьскi", что вызвало насмешки и разоблачения в 77% случаев. Все же уникальные 14 фейков с "комендатурами" собрали до 100 миллионов просмотров. Второе место заняли дипфейки со сгенерированными нейросетью голосами и внешностью глав районов Курской области, которые призывали принять власть новых "комендатур". Число дипфейков выросло почти на 75% за год, уровень недоверия к ним составил более 88%, но их распространение и совершенствование технологичности, по прогнозу экспертов "Диалога", будет расти. И, наконец, подделка документов, например, "Декрета о мобилизации женщин Херсонской области" за подписью якобы бывшего главы минобороны РФ Сергея Шойгу, стала примером попыток снизить доверие к качественной информации.

- Наш фактчекинг - проверка информации, показал, что лишь 46% знают, что это такое, 18% слышали о нем, "что-то слышали" - 28%, - говорит Владимир Табак. - Так, выяснилось, что мало кто знал в случае с "Шойгу", что федеральный министр не подписывает местные декреты, а аудитория преувеличивает свои способности к анализу информации, хотя заявила себя осведомленной.

Распространение всех групп фейков в 2024 году снизилось с 64% до 55%

Вывод, который делают эксперты: поскольку жизнь фейков с четырех дней снизилась до двух-трех, ставка их изготовителей делается на дипфейки и подделку документов с апелляцией к ЛОМам - лидерам общественного мнения, прежде всего, звездам и блогерам. Так, в Сети набрал вирусную популярность пост певицы Сати Казановой "Яблоки в гвоздях". В нем она делится опытом: если в яблоко вставить гвоздь, в нем растет уровень железа, что полезно для здоровья. И хотя врачи регистрируют отравления от таких советов, аудитория к ним лояльна.

- Фильтрация и маркировка информации после принятия в 2019 году закона о фейках, делают свое дело, - недоверие к ним растет, - говорит глава правления РОЦИТ Антон Горелкин. - Другое дело: закона о дипфейках пока нет, идет его донастройка. Он будет принят, но и он не освободит нас от нужды в цифровой гигиене. Кто-то что-то выложил, а мы "съели"? Именно на это делают ставку новые технологии и формы вбросов фейков.