Речь идет о том, чтобы расширить перечень оснований, по которым контрольные органы могут назначать выездные проверки. В частности, перечень таких оснований предлагается дополнить поступлением информации "о начислении работодателем заработной платы за каждый месяц предыдущего квартала ниже минимального размера оплаты труда 60 и более работникам в случаях, когда их доля составляет 50% и более от общего числа работников".
Среди других оснований - поступление информации о выплате работодателями "серых" зарплат, а также использовании в качестве штатных работников самозанятых, которые платят налоги по льготной ставке в 4% или 6%. Реагировать контрольным органам предлагается, когда в организации будут в течение трех месяцев работать более, чем 35 самозанятых со среднемесячным доходом от 35 тысяч рублей. Еще одно предложение направлено на борьбу с нарушением прав медицинских работников.
Разработчиком всех этих индикаторов риска нарушения обязательных требований законодательства является Минтруд, разъяснили корреспонденту "РГ" в Минэке.
"Минэкономразвития России в рамках методологического сопровождения контрольной деятельности рассматривает и согласовывает их. В этом году Минэк уже согласовал более 80 индикаторов риска, разработанных федеральными органами контроля. К концу года общее количество индикаторов риска увеличится до 500. На данный момент их общее количество достигло 456", - сообщили в министерстве.
Риск-ориентированный подход "смещает вектор контроля с наказаний за нарушения на их профилактику". При этом надзор за соблюдением обязательных требований не ослабевает, а предприниматели могут сконцентрироваться на своей деятельности, не отвлекаясь на коммуникации с контрольными органами, добавили в Минэке.
Реформа контрольно-надзорной деятельности в России проводится по поручению президента Владимира Путина. В ее основе лежит риск-ориентированный подход при проведении проверок, а работа проводится на площадке Минэкономразвития, которое рассматривает и согласовывает индикаторы риска, подтвердили "Российской газете" в пресс-службе вице-премьера - главы аппарата правительства Дмитрия Григоренко.
"Этот подход предполагает, что контроль допустим только в том случае, когда существует риск нарушения законодательства. Важнейшим инструментом риск-ориентированного подхода являются индикаторы риска. Сам по себе индикатор нарушением не является, но указывает контрольно-надзорному органу на высокую вероятность нарушения, которую надо проверить", - объяснил представитель правительства.
По его словам, сейчас эффективность проверок на основании срабатывания индикаторов риска составляет около 90%. Это значит, что в большинстве проверок, проводимых по индикаторам риска, признаки нарушений подтверждаются и впоследствии устраняются. "Это самый высокий процент результативности среди прочих оснований для проверки. Для сравнения, в прошлом году средняя эффективность проверок по всем остальным основаниям едва превышала 50%", - подчеркнули в аппарате правительства РФ.
"При принятии решения учитывается мнение экспертного сообщества, представителей бизнеса и профсоюзов после обсуждения и проработки индикаторов в тематических рабочих группах. На данный момент предложенные Минтрудом индикаторы находятся на согласовании в Минэкономразвития", - добавил представитель правительства.
Основная часть всех мероприятий, которые проводят инспекции труда, приходится на профилактику, прокомментировали "РГ" ситуацию в пресс-службе Минтруда. "То есть сегодня проверки - это крайняя мера. Они проводятся только в том случае, если действительно есть очень высокий риск нарушения трудового законодательства. Определить этот риск и действовать точечно помогают индикаторы риска, которые сейчас активно внедряются в деятельность надзорных органов", - рассказал представитель министерства.
В настоящее время в распоряжении инспекторов труда шесть индикаторов риска, три из которых связаны с возможными нарушениями требований охраны труда и еще три - с возможными нарушениями в части оплаты труда. Среди них - индикаторы, связанные с банкротством предприятия, с увеличением числа несчастных случаев на производстве, и связанный с отсутствием сведений о проведении спецоценки.
Благодаря срабатыванию индикаторов и принятым инспекторским мерам восстановлены трудовые права более 14 тыс. работников. В том числе выплачена задержанная зарплата на сумму свыше 560 млн руб., проведена спецоценка условий труда в отношении более 8 тыс. рабочих мест, отметили в Минтруде.
"Обсуждаются варианты, связанные с выплатой зарплаты ниже МРОТ, подменой трудовых отношений договорами с самозанятыми и необоснованным снижением заработной платы медицинским работникам. До момента утверждения того или иного индикатора происходит многоступенчатый этап согласования и экспертной оценки. Это позволяет минимизировать внедрение избыточных оснований для проведения контрольно-надзорных мероприятий", - заключил представитель министерства.