Производители цемента призвали вернуть госконтроль за его оборотом

Производители цемента призвали вернуть госконтроль за его оборотом

Текст:
Михаил Калмацкий
Объем незаконного оборота цемента в прошлом году составил 13,7 миллиона тонн - 22,1 процента от всей поступившей на российский рынок продукции. Такие данные приводятся в исследовании, представленном некоммерческой организацией "Союзцемент". Там считают, что для эффективной борьбы с фальсификатом необходимо вернуть действовавший ранее государственный контроль за оборотом цемента.

В ходе ежегодного исследования, посвященного оценке эффективности сертификации цементов и декларирования соответствия бетонных смесей, эксперты изучили реестр сертификатов соответствия, реестр аккредитованных лиц и даже выполнили закупки и проверку качества цемента, реализуемого на отечественном рынке. Работа была проведена Ассоциацией по техническому регулированию "АССТР" - она объединяет аккредитованные Росаккредитацией органы по оценке соответствия, удостоверяющие качество и безопасность продукции требованиям технических регламентов и документам по стандартизации. Заказчиком исследования выступил "Союзцемент", представляющий интересы предприятий данной отрасли. В состав союза входят 45 заводов, чья суммарная мощность превышает 100 миллионов тонн цемента в год.

Исследование показало, что ситуация с цементом неустановленного качества в прошлом году лучше не стала: доля такой продукции на рынке выросла по сравнению с 2022-м с 21,3 до 22,1 процента (13,7 миллиона тонн). В целом, динамика последних лет выглядит следующим образом - в 2015 году незаконный оборот цемента составил 18 процентов, а дальше начал планомерно снижаться. По словам исполнительного директора НО "Союзцемент" Дарьи Мартынкиной, это было связано с введением в 2016-м обязательной сертификации цемента.

"Одновременно с этим действовал контроль за оборотом цемента, а также инспекционный контроль на границе каждой партии цемента, ввозимого не с территории ЕАЭС. В совокупности эти меры привели к тому, что объем фальсификата на рынке планомерно снижался - в 2020 году его доля составила всего 5,6 процента (3,16 миллиона тонн)", - рассказала исполнительный директор.

Однако, в 2021 году госконтроль и надзор были упразднены "регуляторной гильотиной". Также наложен мораторий на проведение проверок отечественного бизнеса в связи с пандемией коронавируса. Кроме того, не осуществляется инспекционный контроль на границе каждой партии ввозимого цемента не с территории ЕАЭС. "Хотя соответствующее требование есть в постановлении правительства РФ, но у Федеральной таможенной службы отсутствуют корреспондирующие полномочия, и она фактически не запрашивает у поставщиков продукции документы, подтверждающие, что инспекционный контроль пройден", - пояснила Дарья Мартынкина.

В результате доля незаконного оборота цемента за один только 2021-й выросла почти в четыре раза - до 21,3 процента. И уже три года держится на этом высоком уровне.

Ущерб бюджету и отрасли

Какие проблемы может создать фальсификат? В первую очередь, это угроза жизни и здоровью граждан, поскольку цемент - базовый строительный материал, обеспечивающий прочность возводимых с его применением зданий и сооружений.

"Использование цемента, не отвечающего требованиям стандартов, может привести к растрескиванию и обрушению конструкций, их химической и радиационной опасности, - подчеркнула Дарья Мартынкина. - Кроме того, незаконный оборот цемента наносит ущерб государственному бюджету за счет неуплаченных налогов (в прошлом году он составил 18,1 миллиарда рублей) и добросовестным производителям (ущерб отрасли в 2023-м оценивается в 90,7 миллиарда рублей)".

К цементу неустановленного качества может относиться как продукция без сертификата соответствия, так и имеющая сертификат, но выданный с нарушением требований. Последнее связано с недобросовестной работой отдельных органов по сертификации цементной продукции.

"Реестр аккредитованных лиц Росаккредитации содержит информацию о 15 органах по сертификации продукции. При этом сертификация цемента в 2023 году проводилась 12 органами, из которых 7 работают с нарушениями схемы сертификации, а 5 ведут деятельность в соответствии с требованиями ГОСТ Р 56836. Еще 3 органа фактически не функционируют", - рассказала президент Ассоциации по техническому регулированию "АССТР" Любовь Бондарь.

Фото: Глеб Лоскутов

По ее словам, существуют также организации, которые вообще не имеют аккредитации и соответственно права выдавать сертификаты на цемент, но делают это. Причем привлекают заявителей более низкой ценой и короткими сроками оказания услуг.

Любовь Бондарь рассказала, что в ходе исследования была проведена закупка цемента в торговых точках, а также на ведущих маркетплейсах. Образцы направили в аккредитованные лаборатории на испытания по основному физико-механическому свойству - определение прочности на сжатие в возрасте 28 суток. И только образцы, имеющие сертификаты соответствия, показали значение в рамках допустимого уровня. А те, что не имели таких документов, не соответствовали установленным требованиям.

Также эксперты выявили еще один механизм, позволяющий недобросовестным производителям уходить от контроля и ответственности. Это подмена обязательной сертификации цемента декларированием его соответствия требованиям ТР ТС 014 "О безопасности автомобильных дорог" и национальным стандартам на строительные смеси. Это упрощенный порядок, в ходе которого сам заявитель собирает документы, как он считает нужным, и декларирует, что, по его мнению, продукция соответствует установленным требованиям, а значит безопасна. Такая форма подтверждения соответствия установлена для некоторых товаров, в том числе и для цемента, используемого в дорожном строительстве. Однако недобросовестные организации, позиционирующие себя как производители или поставщики цемента нашли выход - принимают и регистрируют декларации о соответствии на смеси строительные или цемент для дорожного строительства, а выпускают в обращение на рынок цемент для общестроительных работ, в том числе и для жилищного строительства. Было установлено, что из 49 действующих деклараций о соответствии цемента требованиям ТР ТС "Безопасность автомобильных работ" - 35 деклараций (71,4 процента) приняты с нарушениями.

Кроме того, цемент может вообще выдаваться за другую продукцию, которой сертификат не нужен. К примеру, в ходе исследования было выявлено, что некоторые недобросовестные производители идентифицируют цемент как "строительную смесь", для которой также достаточно иметь простую декларацию.

Бдительные покупатели

Даже если цемент качественный, из него может быть произведен некондиционный бетон. Любовь Бондарь рассказала, что в реестре ФГИС Росаккредитации есть сведения о зарегистрированных в 2023 году 1 582 декларациях о соответствии на смеси бетонные. Проведенный анализ показал, что 801 декларация (50,6 процента) зарегистрирована с нарушением обязательных требований.

"Это может свидетельствовать как о некомпетентности заявителей, так и о намеренном выпуске в обращение небезопасного товарного бетона. Мы обратим внимание Росаккредитации на эти факты, - подчеркнула Любовь Бондарь. - Высокое количество нарушений демонстрирует неэффективность декларирования как меры контроля за оборотом товарного бетона, поскольку оно не предполагает дорыночного контроля, осуществляемого третьей независимой стороной (органами по оценке соответствия). Необходимо рассмотреть возможность введения обязательной сертификации бетонов взаимен декларирования".

Что касается проблемы фальсификата на рынке цемента, то для ее решения даже не нужно изобретать какие-то новые механизмы. В "Союзцементе" уверены, что достаточно вернуть госконтроль за оборотом этой продукции и инспекцию каждой партии ввозимого не из ЕАЭС цемента и отменить мораторий на проверки.

"Все добросовестные производители выступают за возвращение контроля и не считают его избыточной нагрузкой на бизнес, - отметила Дарья Мартынкина. - Соответствующие изменения необходимо внести в федеральный закон "О техническом регулировании". Также мы полагаем, что эти меры должны быть включены в техрегламент ЕАЭС "О безопасности строительных материалов и изделий".

Один из способов борьбы с поддельной продукцией в нашей стране - цифровая маркировка. Сейчас проводится эксперимент по внедрению цифровой маркировки цемента.

"Если маркировка станет обязательной, код будет наноситься только на тарированную продукцию - мешки весом 50 килограммов и меньше. Это 13 процентов всего продаваемого цемента. Возможно, в этом сегменте доля фальсификата отчасти упадет, но оценить это мы сможем позже, когда Роспотребнадзор приступит к реализации своих полномочий. При этом нужно понимать, что Роспотребнадзор будет контролировать именно маркировку, он не дублирует полномочия Росстандарта, который в случае возвращения госконтроля, будет оценивать именно качество продукции и по этому признаку изымать ее партиями", - отметила Дарья Мартынкина.

При этом, сегодня и без цифровой маркировки можно с высокой вероятностью определить, что находится мешке - фальсификат или нет. Исследование показало, что цемент, упакованный в мешок и содержащий информацию в соответствии с требованиями стандартов, скорее всего безопасный и качественный. Согласно ГОСТу, на мешке должны быть указаны производитель и его контакты, номер сертификата соответствия (его наличие обязательно у каждого производителя), знак обращения на рынке, обозначение стандарта, по которому была выпущена продукция, наименование цемента, сокращенное обозначение цемента). Напротив, тара, не содержащая предусмотренной стандартом информации и украшенная многочисленными рекламными лозунгами, наполнена небезопасным фальсификатом.

Поэтому "Союзцемент" призывает граждан проявлять бдительность - внимательно изучать приобретаемую продукцию, требовать у продавцов сертификаты соответствия на цемент и декларации о соответствии на товарный бетон, запрашивать паспорта качества. При этом производители цемента надеются, что на этом рынке в итоге будет налажен необходимый контроль и установлена добросовестная конкуренция.