А началось все с архивного запроса в 2021 году. Именно тогда возникла идея воссоздать состав с легендарной биографией. Аббревиатура "ГОРЕМ-36" расшифровывается как "головной ремонтно-восстановительный поезд № 36". Первый раз его применили в июле 1941 года на Калининском фронте, а потом был Смоленск, Ржев, Полоцк, Паневежис, Шяуляй. Особенно тяжелой выдалась осень 1944 года, когда на станции Старая Торопа вражеская авиация разбомбила 14 вагонов с боеприпасами и продовольствием. Пострадало и станционное хозяйство. Пожар потушили за 20 часов. Пути восстановили за сутки, расчистили 1700 квадратных метров площади от завалов, вручную перенесли 200 тонн шпал и рельсов. За самоотверженный труд и выполнение заданий командования коллективу поезда вручили Красное Знамя.
Окончил войну "ГОРЕМ-36" в 25 километрах от Кенигсберга и отправился на новое место назначения - Карагандинскую железную дорогу. Затем были Южно-Уральская железная дорога и "Тюменстройпуть". А уже в конце 1970-х его передислоцировали на станцию Ханымей. Об этом поезде и бригаде Саматова тогда говорила вся страна: пути от Ноябрьска до Пурпе клали и в жару, и в 40-градусный мороз, в том числе стратегически важный участок Сургут-Уренгой. Активная эксплуатация состава-труженика завершилась в Пуровском районе, когда он отметил 50-летний юбилей, то есть в 1991 году.
Макет поезда, который теперь с патриотической миссией путешествует по всей стране, и станции базирования изготовили члены военно-исторического клуба музея имени Ивана Шемановского. Постарались максимально близко к оригиналу. Молодым моделистам помогал опытный мастер Евгений Канунников из Лабытнанги. Его основная деятельность связана с железной дорогой, поэтому о локомотивах знает многое. Для "ГОРЕМ-36" Канунников собрал самые сложные элементы, например буржуйку размером с ноготь.
Проект активно поддерживают общественники и заместитель председателя Заксобрания ЯНАО, региональный координатор федерального проекта "Историческая память" Наталия Фиголь.
"Он не просто знаковый для Ямала и страны, он уникален, поскольку объединил очень многих людей, готовых по крупицам собирать исторические факты и сохранять для будущих поколений. Реализовать его удалось благодаря региональной политике, направленной на поддержку общечеловеческих ценностей. К примеру, макет поезда создан за счет гранта (на него закупили инструменты, станки, краски, аэрограф и 3D-принтер - прим. ред.)", - рассказала депутат.
"Военный" макет более полугода экспонировался в Центральном музее железных дорог России в Санкт-Петербурге, съездил в Тамбов, его видели салехардцы. Сейчас моделисты готовы приступить к изготовлению второго макета, рассказывающего об ямальском периоде в жизни поезда. Завершат работу к юбилею Победы в 2025 году. Кроме того, на губернаторский грант, выигранный Советом ветеранов Пуровского района, издадут двухтомник по истории "ГОРЕМ-36".
"Это на самом деле сконцентрированная история нашей страны и региона. Судьбы людей, будни которых состоят из героических поступков. Несомненно, наши дети должны знать, как и чем жили их предки", - считает спикер ямальского парламента Сергей Ямкин.
В рамках соглашения с архивной службой ямальские волонтеры Победы получили копии документов личного состава поезда за 1941-1945 годы. Сейчас идет оцифровка материалов, собирается информация, как сложилась жизнь поездной бригады. В разное время в ней трудился 1131 человек, наиболее полные биографические сведения указаны у 966, обнаружены наградные листы, извещения, сведения о захоронениях на 324 путейцев, подтверждена достоверность 35 фотографий. Удалось найти родственников "горемовцев" в Крыму, Пензе, Самаре, Белгороде. В перспективе планируется создать открытую базу данных. Результатом большой исследовательской работы мирного пути легендарного поезда стало вручение медали "За вклад в развитие Ямала" Габдулмазиту Саматову - именно его бригада построила железную дорогу между Сургутом и Новым Уренгоем.