В топ-5 рейтинга психологического образования впервые вошел частный вуз

В Москве представили второй экспериментальный национальный рейтинг университетов, реализующих программы высшего образования по направлению "Психология". Презентация прошла в рамках круглого стола, организованного агентством "Интерфакс".
Заведующий кафедрой психологии личности МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор психологических наук, академик Александр Асмолов.
Заведующий кафедрой психологии личности МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор психологических наук, академик Александр Асмолов. / Александра Филатова

Методика включала в себя оценку образовательных программ 150 вузов, анкетирование научно-педагогических работников, студентов и выпускников, анализ сообщений на тему психологии в СМИ и соцсетях, публикаций в научных журналах и результатов студенческой олимпиады "Я - профессионал". В рейтинг попали 50 вузов, в прошлом году было 30.

Верхнюю строку занял МГУ им. М.В.Ломоносова, за ним: Санкт-Петербургский госуниверситет, Московский государственный психолого-педагогический университет и Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики.

Замыкает топ-5 Московский институт психоанализа - единственный частный вуз в пятерке лидеров. В списке еще три негосударственных вуза. Это говорит о том, что частное психологическое образование активно и успешно конкурирует с государственным.

Руководитель проекта "Национальный рейтинг университетов группы "Интерфакс" Алексей Чаплыгин констатирует: интерес растет к образовательным программам психологии не только классических и медицинских университетов, но и педагогических и негосударственных вузов.

"В этом году мы фиксируем гораздо более активное участие педагогических университетов - несколько из них вошли не только в топ-50, но и в топ-20 рейтинга", - сообщил Чаплыгин.

Улучшение позиций педагогических вузов во многом связано с тем, что у них увеличился конкурс по психолого-педагогическим программам, и выросло количество мест по целевому набору.

Более активно проявили себя федеральные и региональные вузы, в прошлом году уступившие нескольким городским университетам. Большинство студентов-психологов аккумулируют Москва и Санкт-Петербург, но регионы стремятся улучшить позиции. В топ-20, например, вошли Северо-Кавказский, Дальневосточный и Казанский федеральные университеты.

"Роль психологического образования и психологов пока не слишком заметна, но она будет расти с каждым днем", - уверен Алексей Чаплыгин.

Так, проблемой на местах остается нехватка квалифицированных психологов в центрах профориентации, особенно при работе со старшеклассниками - профориентационная поддержка в момент выбора профессии и вуза, порой, им не оказывается. В то же время спрос на психологические услуги и образование в области психологии растет.

"Психология позволяет человеку реализоваться в самых разных областях: и в научной сфере, и в практической, и в прикладной, и в самых разнообразных направлениях общественной жизни", - подчеркнула и.о. декана факультета психологии СПбГУ, доктор психологических наук Светлана Костромина.

Психологи востребованы в медицине, экономике, спорте, юриспруденции, рынке труда, рекламе, производстве и т.д. Потребность в них возросла на фоне проведения СВО.

Сказывается и быстрое развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ) - оно способствует развитию когнитивных наук, наук о мозге и психологии в целом. Появилось даже новое направление - киберпсихология, которое превращается в одну из ведущих дисциплин.

"Первым его разработчиком в нашей стране является профессор, академик, заведующая кафедрой Московского института психоанализа Галина Солдатова, предложенные ею идеи становятся одной из важнейших линий науки", - рассказал зав. кафедрой психологии личности МГУ, доктор психологических наук, академик РАО Александр Асмолов.

Психология все более и более начинает коммуницировать с когнитивными науками, отметил он, в том числе с нейронаукой и наукой об ИИ. А представленный рейтинг намекает на то, когнитивные науки должны быть выделены как отдельный класс науки о человеке.

"Мы видим, насколько важное место занимает психология в университетском познании, - продолжает Александр Асмолов. - От качества психологии, от качества когнитивной науки зависит, какие профессионалы будут затребованы в будущем. С моей точки зрения, самая востребованная специальность в ближайшем времени - это переговорщик".

По его прогнозу, мастера переговоров станут лидерами в мире, где будет востребовано умение договариваться и разрешать конфликты.

"Психология переговоров, как и киберпсихология, станут теми сферами знаний, получив компетенции в которых, будущий выпускник будет чувствовать, что он получил путевку в жизнь, что он будет уверен, успешен, - считает Александр Асмолов. - Это будет модель успеха будущего профессионала".

Соответственно, важной задачей становится обеспечение страны необходимым количеством таких профессионалов. Система высшего образования достаточно сложна. И попадание в рейтинг четырех негосударственных вузов заставляет задуматься об их роли в этом процессе.

Первый проректор Московского института психоанализа, кандидат психологических наук Александр Демидов и ректор Московского финансово-юридического университета, доктор экономических наук Алексей Забелин (слева направо). Фото: Александра Филатова

"Задача негосударственных вузов - это эксперимент, - считает первый проректор Московского института психоанализа, кандидат психологических наук Александр Демидов. - Более 10 лет назад мы начали такое экспериментирование, которое сейчас является уже развитием онлайн-форматов образования".

По его словам, если в 2011 году это был действительно эксперимент, то в 2020 году, когда началась пандемия, он превратился в "нормативную реальность". Расширяться стали не только образовательные программы, но и спектр форм обучения.

К классическим очной, заочной и очно-заочной формам активно добавляются гибридные форматы. Например, очная форма обучения с использованием дистанционных технологий. Она востребована даже у жителей Москвы, с ее-то бешеным ритмом жизни. И, конечно, из года в год меняются запросы студентов и абитуриентов.

По мнению Александра Демидова, важно не только разнообразие институтов, дающих психологическое образование, но и разнообразие самой психологии. И здесь необходимы совместные проекты, коллаборация вузов. Московский институт психоанализа, например, уже развивает сетевые образовательные программы совместно с РАНХиГС. Студенты юрфака и факультета государственного и муниципального управления получают не только комплексную подготовку, но и по два диплома.

"Речь идет о собирании новых образовательных программ, в основе которых лежит проблематика человека, - поясняет Александр Демидов. - В этом смысле современный мир, в том числе образование, наверное, теряет четкие границы предметности. Поэтому было бы здорово, чтобы существовали не просто разные университеты, институты, вузы, но и разные психологи".