Методика включала в себя оценку образовательных программ 150 вузов, анкетирование научно-педагогических работников, студентов и выпускников, анализ сообщений на тему психологии в СМИ и соцсетях, публикаций в научных журналах и результатов студенческой олимпиады "Я - профессионал". В рейтинг попали 50 вузов, в прошлом году было 30.
Верхнюю строку занял МГУ им. М.В.Ломоносова, за ним: Санкт-Петербургский госуниверситет, Московский государственный психолого-педагогический университет и Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики.
Замыкает топ-5 Московский институт психоанализа - единственный частный вуз в пятерке лидеров. В списке еще три негосударственных вуза. Это говорит о том, что частное психологическое образование активно и успешно конкурирует с государственным.
Руководитель проекта "Национальный рейтинг университетов группы "Интерфакс" Алексей Чаплыгин констатирует: интерес растет к образовательным программам психологии не только классических и медицинских университетов, но и педагогических и негосударственных вузов.
"В этом году мы фиксируем гораздо более активное участие педагогических университетов - несколько из них вошли не только в топ-50, но и в топ-20 рейтинга", - сообщил Чаплыгин.
Улучшение позиций педагогических вузов во многом связано с тем, что у них увеличился конкурс по психолого-педагогическим программам, и выросло количество мест по целевому набору.
Более активно проявили себя федеральные и региональные вузы, в прошлом году уступившие нескольким городским университетам. Большинство студентов-психологов аккумулируют Москва и Санкт-Петербург, но регионы стремятся улучшить позиции. В топ-20, например, вошли Северо-Кавказский, Дальневосточный и Казанский федеральные университеты.
"Роль психологического образования и психологов пока не слишком заметна, но она будет расти с каждым днем", - уверен Алексей Чаплыгин.
Так, проблемой на местах остается нехватка квалифицированных психологов в центрах профориентации, особенно при работе со старшеклассниками - профориентационная поддержка в момент выбора профессии и вуза, порой, им не оказывается. В то же время спрос на психологические услуги и образование в области психологии растет.
"Психология позволяет человеку реализоваться в самых разных областях: и в научной сфере, и в практической, и в прикладной, и в самых разнообразных направлениях общественной жизни", - подчеркнула и.о. декана факультета психологии СПбГУ, доктор психологических наук Светлана Костромина.
Психологи востребованы в медицине, экономике, спорте, юриспруденции, рынке труда, рекламе, производстве и т.д. Потребность в них возросла на фоне проведения СВО.
Сказывается и быстрое развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ) - оно способствует развитию когнитивных наук, наук о мозге и психологии в целом. Появилось даже новое направление - киберпсихология, которое превращается в одну из ведущих дисциплин.
"Первым его разработчиком в нашей стране является профессор, академик, заведующая кафедрой Московского института психоанализа Галина Солдатова, предложенные ею идеи становятся одной из важнейших линий науки", - рассказал зав. кафедрой психологии личности МГУ, доктор психологических наук, академик РАО Александр Асмолов.
Психология все более и более начинает коммуницировать с когнитивными науками, отметил он, в том числе с нейронаукой и наукой об ИИ. А представленный рейтинг намекает на то, когнитивные науки должны быть выделены как отдельный класс науки о человеке.
"Мы видим, насколько важное место занимает психология в университетском познании, - продолжает Александр Асмолов. - От качества психологии, от качества когнитивной науки зависит, какие профессионалы будут затребованы в будущем. С моей точки зрения, самая востребованная специальность в ближайшем времени - это переговорщик".
По его прогнозу, мастера переговоров станут лидерами в мире, где будет востребовано умение договариваться и разрешать конфликты.
"Психология переговоров, как и киберпсихология, станут теми сферами знаний, получив компетенции в которых, будущий выпускник будет чувствовать, что он получил путевку в жизнь, что он будет уверен, успешен, - считает Александр Асмолов. - Это будет модель успеха будущего профессионала".
Соответственно, важной задачей становится обеспечение страны необходимым количеством таких профессионалов. Система высшего образования достаточно сложна. И попадание в рейтинг четырех негосударственных вузов заставляет задуматься об их роли в этом процессе.
"Задача негосударственных вузов - это эксперимент, - считает первый проректор Московского института психоанализа, кандидат психологических наук Александр Демидов. - Более 10 лет назад мы начали такое экспериментирование, которое сейчас является уже развитием онлайн-форматов образования".
По его словам, если в 2011 году это был действительно эксперимент, то в 2020 году, когда началась пандемия, он превратился в "нормативную реальность". Расширяться стали не только образовательные программы, но и спектр форм обучения.
К классическим очной, заочной и очно-заочной формам активно добавляются гибридные форматы. Например, очная форма обучения с использованием дистанционных технологий. Она востребована даже у жителей Москвы, с ее-то бешеным ритмом жизни. И, конечно, из года в год меняются запросы студентов и абитуриентов.
По мнению Александра Демидова, важно не только разнообразие институтов, дающих психологическое образование, но и разнообразие самой психологии. И здесь необходимы совместные проекты, коллаборация вузов. Московский институт психоанализа, например, уже развивает сетевые образовательные программы совместно с РАНХиГС. Студенты юрфака и факультета государственного и муниципального управления получают не только комплексную подготовку, но и по два диплома.
"Речь идет о собирании новых образовательных программ, в основе которых лежит проблематика человека, - поясняет Александр Демидов. - В этом смысле современный мир, в том числе образование, наверное, теряет четкие границы предметности. Поэтому было бы здорово, чтобы существовали не просто разные университеты, институты, вузы, но и разные психологи".