В Кузбассе хранится более 40% запасов угля в нашей стране. Угольная отрасль занимает 42% в валовом региональном продукте и примерно такую же долю в региональных налогах. Непосредственно в саму отрасль вовлечено 100 тысяч человек, но если смотреть на картину более широко, то почти все население региона так или иначе связано с горнодобывающей промышленностью.
И хоть власти и развивают новые сектора экономики, такие как туризм (Шерегеш - один из самый популярных горнолыжных курортов страны), сельское хозяйство и креативные индустрии, все равно экономика региона пока в основном зависит от состояния дел в угольной промышленности.
"Мы в последнее время недополучаем налог на прибыль. По итогам 7 месяцев 2024 года мы недополучили 45 млрд рублей собственных доходов регионального бюджета. Прогноз до конца года - 100 млрд рублей", - рассказал врио губернатора Илья Середюк.
Одна из основных причин такой ситуации - санкции, европейские страны отказались от российского угля, и он хлынул на восток через и так перегруженный Восточный полигон.
Обеспеченность запасами угля в России не только при текущей добыче, которая составила в 2023 году почти 392 млн тонн, но и при наращивании ее темпов, превышает 100 лет, - говорит глава Минприроды России Александр Козлов.
"Мы ежегодно подписываем соглашение с РЖД. В этом году мы договорились вывезти 54 млн тонн в восточном направлении. Но если нам разрешат вывезти столько, сколько мы способны добыть, то мы уже в первый год сможем увеличить объем на 10-15%, во второй год - еще на 15%. Таким образом, если бы у нас открылись возможности, то за 2-3 года мы смогли бы нарастить добычу и отгрузку на 30%", - констатирует врио губернатора.
И вывозить есть куда, спрос на кузбасский уголь растет в Индии, Корее и Китае. По-прежнему есть спрос в Турции. Востребован и энергетический уголь для котельных, и коксующиеся марки, которые нужны для производства металла.
Другая причина сокращения доходности угля - это снижение его цены на мировых рынках. Сейчас многие компании стали работать в убыток. При этом ни одна из них не остановила работу, зарплаты и налоги выплачиваются вовремя.
Раньше Кузбасс был испытательным полигоном для иностранных компаний, которые разрабатывают технику для горной промышленности.
"Они ставили свое оборудование на наших угольных предприятиях, выявляли проблемы, что нужно доработать, и доводили свое оборудование до самых лучших образцов. Здесь постоянно жили их специалисты, инженеры, конструкторы, проектировщики, механики", - рассказывает Середюк.
Из-за санкций европейские компании сократили свое сотрудничество с Кузбассом, в итоге у многих угольщиков стали появляться если не проблемы, то сложности в том, чтобы обеспечивать производство высококлассным оборудованием, вовремя его ремонтировать и обслуживать.
"Сегодня действуют 618 лицензий на уголь, 482 из них - разведка и добыча этого полезного ископаемого, 93 - геологическое изучение, разведка и добыча, и 40 - только геологическое изучение недр, включающее поиск и оценку месторождений угля", - оценивает ситуацию глава минприроды Александр Козлов.
"В связи с этим мы стали искать это оборудование у наших коллег из дружественных стран, например, мы тесно работаем с Республикой Беларусь. На наш рынок активно хотят зайти производители из Китая. Но считаем, что нужно использовать это окно возможностей для развития собственного машиностроительного кластера. У Кузбасса есть машиностроительные заводы. И даже у многих угольных компаний есть свои предприятия, они их развивают. Теперь у этих предприятий не 100%, а 200% загрузка", - отмечает врио губернатора.
Машиностроительный завод "Сиб-Дамель" работает 24 часа в сутки семь дней в неделю. Там ремонтируют все оборудование с угольных шахт "СУЭК-Кузбасс". Как рассказывает исполнительный директор завода Александр Бритоусов, в шахтах стоит очень много импортного оборудования, которое после ухода западных компаний пришлось учиться ремонтировать. Также пришлось научиться делать детали, которые раньше привозили из Англии и Германии.
"В прошлом году приступили к разработке отдельных элементов, а уже в начале этого года наши конструкторы разработали секции механизированной крепи, без которых сегодня добыча угля невозможна. Со всех импортных образцов мы собрали лучшее. Наша секция прошла испытания в Югре. Планируем где-то через 1,5 месяца получить сертификат соответствия на работу в шахте. И потом наши секции пойдут на промышленные испытания", - рассказывает Бритоусов.
Сейчас на производстве работают 605 человек в две смены, но скоро таких людей будет больше - к ремонту добавится выпуск нового оборудования.
Заводчане признаются, что дефицит кадров ощущается сильно - компания готова обучать выпускников школ за свой счет, но те обязаны будут отработать три года на производстве.
СУЭК привлекает учеников в школах Ленинска-Кузнецкого, Киселевска и Прокопьевска, ребята уже с 8-го класса могут пойти учиться в профильные классы, чтобы через два года получить сертификат о первой профессии - слесарь-ремонтник.
Как рассказывает руководитель Центра подготовки и развития персонала АО "СУЭК-Кузбасс" Яна Калиш, после 9-го класса ребята могут поступить в техникум по целевому набору и стать будущими сотрудниками компании.
"В этом году в Ленинске-Кузнецком было 18 выпускников в наших профильных классах, из них 14 поступило в горный техникум, четыре человека просто пошли в 10-11 классы. То есть мы привлекли практически 80% аудитории", - рассказывает Калиш.
При этом у СУЭКА есть свои базовые горнотехнические техникумы: Киселевский и Ленинск-Кузнецкий. Первый техникум уже полностью отремонтирован, сейчас там лучшие лаборатории в стране. Ленинск-Кузнецкий горный техникум сейчас на реконструкции.
Центр подготовки и развития персонала АО "СУЭК-Кузбасс" готовит специалистов по 55 рабочим профессиям. Здесь они могут обучиться, переучиться или повысить квалификацию.
"Мы не ищем контрагентов по обучению рабочим профессиям на стороне, а обучаем именно в нашем центре. У нас 22 сотрудника, девять преподавателей. И самое главное - сотрудники "СУЭК-Кузбасс" также привлекаются к педагогической деятельности по отдельным курсам целевого назначения", - говорит Калиш.
Способы образования в учреждении разные. Есть, например, стенды, на которых показаны стандарты работы для электрослесарей: как все провода должны быть подключены, расположены и соединены. Для тренировки машинистов в центре создана мини-копия транспорта с дополненной реальностью. То есть ученик сядет за руль реальной машины только после того, как несколько десятков раз потренируется на транспорте в виртуальной реальности и пройдет все испытания, в частности в виде неожиданно выскакивающих людей и резких спусков.
Большое внимание в центре уделяется обучению специалистов, которые будут отвечать за контроль качества воздуха. Дело в том, что в естественных трещинах угля содержится метан, который при попадании в легкие вызывает удушье. Поэтому в центре есть лаборатория системы аэрогазового контроля, где представлена аппаратура, с помощью которой в шахте отслеживают всю газовую обстановку. Здесь постоянно проходят обучение слесари, которые это оборудование монтируют, эксплуатируют, настраивают и устраняют поломки. Тут также повышают квалификацию специалисты, которые отвечают за работу систем вентиляции на всех шахтах.
В любом случае специалисты не оставят никого в аварийной ситуации. Для безопасности горняков СУЭК в 2014 году создал единый диспетчерско-аналитический центр (ЕДАЦ). Сюда каждую секунду приходят данные о работе техники, местонахождении сотрудников и даже качестве воздуха рядом с ними, не говоря уже об общем климате.
Старший механик (по автоматизации систем управления технологическими процессами и связи) "СУЭК-Кузбасс" Александр Бояркин рассказывает, что диспетчер видит работу всех очистных забоев компании. "Шахта В.Д. Ялевского" находится на расстоянии примерно 180 километров. Раз в секунду с нее прилетает около 250 тыс. параметров. Это работа конвейерной цепочки, дробилка, главный конвейер и другие. Основной идеей и задачей была неподкупность данных. То, что сюда приходит, - это данные на 100% верные, корректные, изменить их невозможно", - отметил он.
Чтобы специалисту было проще заметить нарушение, система автоматически подает цветовые сигналы при значительных изменениях показателей. Конечно, в случае ЧС главную работу будут вести непосредственно на шахте, так как там люди ближе. В аналитическом центре будут анализировать случившееся и выстраивать работу в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Ведь несмотря на санкции, проблемы с логистикой и экономические потери, человеческая жизнь - самый ценный ресурс.