Анна Семилетова, кандидат педагогических наук, доцент МГППУ, рассказала "РГ", чему надо обязательно научить ребенка к первому классу
Итак, будущий первоклассник должен:
Кажется, что требований слишком много?
"Это не так. Многому учат в детском саду и в подготовительном отделении школы", - рассказывает Анна Семилетова, кандидат педагогических наук, доцент МГППУ.
К шести - семи годам начинается активный рост ребенка, увеличивается двигательная активность, подвижность суставов и связок. Меняются антропометрические показатели: соотношение головы и тела ребенка становится таким же, как и у взрослых.
По данным ВОЗ к семи годам:
Медицинская справка при поступлении в школу не нужна. Но будущему первоклашке понадобится заполненная врачами медицинская карта (форма 026/у-2000).
К каким врачам надо обязательно пойти? К педиатру, ортопеду, офтальмологу, отоларингологу, дерматологу, неврологу, стоматологу. Понадобится сдать несколько анализов.
К сожалению, здоровых детей становится все меньше. Таких, по данным разных исследований, в России от 10 до 15 процентов. Среди нарушений здоровья на первом месте:
Если ребенок коммуникабельный, может вступить диалог, контролировать свой гнев, не впадает в панику в школе, скорее всего, ему будет психологически комфортно.
Как правило, дети хотят учиться, хотят идти в школу. Задача родителей - поддержать этот интерес.
"Бывает, стоит ребенок на первой в его жизни торжественной школьной линейке, и видно, что ему все уже надоело. Дома уже были скандалы, что он какой-то крючок нарисовал неправильно. Пусть родители не забывают о том, что надо поддерживать мотивацию ребенка. Не стоит говорить будущему первоклашке: "Ну все, началась твоя каторга на 11 лет. Помню, как меня в пятом классе по голове линейкой стукнули, а в седьмом - портфелем прилетело, а в девятом я получил десять двоек подряд", - говорит Анна Семилетова.
Математика школьникам дается труднее всего. И неважно, если вы заранее выучили вы с ребенком счет до тысячи или таблицу умножения. "Сколько будет 2 плюс 3? Сколько будет 4 плюс 5? Покажи круг! Покажи квадрат!" Ребенок отвечает, показывает верно фигуры. Рады и родители, и учитель. Ребенка до школы натаскали, он запомнил то, что ему требовалось, но что понял? Уже через два месяца первоклашка исчерпал запас знаний. А что сумел приобрести?
Профессор Мурманского Арктического университета Анна Белошистая говорит, что для математики гораздо важнее, насколько развиты у ребенка логическое мышление, пространственное восприятие, зрительный анализ, мелкая моторика. Понимает ли он, что такое количество, размер, может ли сравнить предметы, удерживать в памяти условие задачи?
Вот задания, которые помогут подготовиться к школьной математике.
1. Возьмите обычный листок из тетради в клетку. Нарисуйте вертикальный прямоугольник из двух клеток, круг в одной клетке, квадрат (обведите клетку) и снова вертикальный прямоугольник. Расстояние между всеми фигурами - клетка. Попросите ребенка продолжить ряд.
2. Можно предложить ребенку дорисовывать бусы, дать в качестве образца маленький круг, большой круг, квадрат, большой круг и снова маленький круг… Посмотрите, как долго он сможет правильно выполнять условие. Поверьте, не каждый дошкольник сумеет сразу выполнить это задание.
3. Решайте задачки.
Тебе подарили две пары печаток. Нарисуй столько палочек, сколько перчаток у тебя теперь стало.
Домой принесли три пары резиновых сапог. Нарисуй столько палочек, сколько сапог теперь есть дома…
Условия вы можете придумывать и сами.
4. Дайте ребенку лист бумаги в клетку. Попросите нарисовать в верхнем правом углу птичку, в нижнем правом - солнышко, в верхнем левом - домик. И спросите, в каком углу нет рисунка?
Здесь больше заданий, которые помогут подготовить ребенка к математике.
Надо ли учить чтению ребенка до школы? Большинство специалистов говорят: нет. Даже если вы с ребенком выучили алфавит, знание букв еще не означает умения читать.
Анна Семилетова рассказала "РГ": "Я не приветствую, когда родители хотят во что бы то ни стало научить ребенка читать к первому классу. Тем более, что большинство родителей сами читают редко. Но будет очень здорово, если родители найдут время для того, чтобы почитать что-то вместе с ребенком. Читать пока будет взрослый. Это может быть все, что угодно, пусть даже комиксы".
Важно! Если ваш ребенок все же умеет читать к первому классу, предупредите об этом учителя. По программе "Школа России" первые недели ученики изучают буквы, вашему ребенку это будет неинтересно. А если учитель не поймет, что ребенок уже читающий, может списать отсутствие интереса на лень, пренебрежительное отношение к учебе. И ваш ребенок рискует с первых недель попасть в число "неуспешных".
Есть задания, которые помогут обогатить словарный запас ребенка.
Печатные буквы выучить перед школой можно. "А вот учить дошкольника письму и письменным буквам я не советую. Есть определенные требования к правильному соединению букв, лучше, если письму ребенка научит учитель. И не стоит перегружать будущего первоклашку, бегая с ним с утра до ночи по кружкам и секциям - скрипка, футбол, ментальная арифметика…" - отмечает Анна Семилетова.
Письмо - сложный процесс, в котором задействованы все мышцы кисти. Хотите, чтобы ребенок писал хорошо - развивайте мелкую моторику. Помогут рисование, раскрашивание, лепка, занятия аппликацией, вышивание, вязание, специальные игры, укрепляющие мышцы кисти. Хорошо, если ребенок умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки - для развития мелкой моторики это очень полезные навыки.
Задания, которые помогут обучению письму:
1. Во многих детских книгах есть картинки с разными лабиринтами. Предложите ребенку пройти пальчиками лабиринт, затем можно пройти лабиринт и карандашом.
2. Полезно срисовывание всяких знаков ("пляшущих человечков"), символов, несложных контуров и всевозможные обводки по контуру. Это хорошо развивает связь глаза и руки.
Родители и сами могут проверить, насколько готов к школе их ребенок. Существует так называемый тест Керна-Йерасека для детей шести-семи лет, позволяющий понять уровень развития мышления, зрительно-моторную координацию, способность слушать, запоминать, выполнять задания по образцу. Ребенку предлагается нарисовать фигуру мужчины, скопировать простую фразу из трех слов, срисовать точки. В зависимости от выполненного задания выставляются баллы.
Все эксперты едины - не надо заставлять считать, писать, читать. Лучше готовить к этому, развивая мышление, мелкую моторику, зрительно-моторную память.
Для дошкольника главное - игра. Даже 15-20 минут удерживать внимание для него - сложная задача. Допустим, вы все же потратили много сил и нервов, своих и своего ребенка. Он вызубрил сто стихов, умножает и делит в уме двузначные цифры, знает азы геометрии. И что? Началка всех школ занимается теперь по одной программе - "Школа России". Это не очень сложная программа, которая под силу большинству учеников. Начинается она с изучения букв и цифр. А вашему ребенку что делать? Неинтересно будет ни ему, ни учителю, которому такой ученик в классе просто мешает.
Сейчас все школы занимаются по одной программе - "Школа России". Но при желании можно найти и другие варианты.
Если ребенок очень мотивированный, схватывает все на лету, сам попросил научить его читать или даже выучился читать сам, возможно, подойдет учебное заведение, которое занимается по программе "Эффективная начальная школа". Но и тут все непросто.
"Я отношусь отрицательно к тому, что за один год ребенку надо пройти материал двух классов. Там времени на раскачку и адаптацию вообще нет. После Нового года уже появляются отметки. Детей, которым подходит "Эффективная началка", очень мало. Такие дети к первому классу уже должны хорошо считать, писать, быть физически развитыми и готовыми к большим нагрузкам", - пояснила Анна Семилетова.
В некоторых школах по отдельным предметам в начальных классах продолжают заниматься по развивающей программе Занкова. Она трудная, рассчитанная на опережающее обучение, развитие логики, требует усилий и от ребенка, и от родителей. Такую школу еще надо поискать и, главное, проживать в нужном районе.
Еще один интересный вариант - развивающая программа Эльконина-Давыдова, которая предполагает безотметочное оценивание. Увы, таких школ сейчас очень мало, а те, что есть, все чаще вводят обычные оценки.
Программы Людмилы Петерсон сейчас в начальной школе нет, но есть учителя, которые используют ее методику и задания на уроках математики. Это тоже хороший вариант для детей, которые любят и умеют учиться.
Для всех первоклашек школа - стресс. Психологи выделяют три стадии адаптации.
1. Первая - тревога. Как бы хорошо ребенок ни был готов к школе, сколько бы букв и цифр ни выучил, этой стадии никому не избежать. Но у всех она протекает по-разному. Как родители это могут заметить?
"Ребенок становится плаксивым, плохо спит, жалуется, что у него по утрам и вечерам болит живот… Очень важно поддержать и хвалить его, - говорит Анна Семилетова. - Ребенок только пришел из школы - оставьте его в покое хотя бы на 15 минут и не задавайте никаких вопросов про школу: "Ты ответил на все вопросы, которые задавала учительница? А ты работал на уроке? Все успел?" Лучше поинтересуйтесь "Как ты поиграл на переменке?", а не хватайте с порога прописи: "Ой, как плохо тут, и там тоже неаккуратно!". Если уж взяли посмотреть прописи и все там плохо, но хотя бы одна строчка более-менее, похвалите ребенка: "Ты постарался, молодец!"
Первая стадия длится примерно месяц.
2. Второй этап - так называемая неустойчивая адаптация. У ребенка появляются в классе новые знакомые, он постепенно привыкает к режиму. Кажется, что он уже адаптировался к школе. Но эта стадия легко может снова перейти в тревогу.
"Продолжаем хвалить ребенка и помним, что хвалить надо за усердие, а не за результат", - поясняет Анна Семилетова.
3. Третий этап - устойчивая адаптация. У ребенка есть в школе друзья, он поднимает руку на уроке, проявляет инициативу. Считается, что на адаптацию к школе отводится первая четверть.
Анна Семилетова назвала четыре группы признаков: