Кадровый голод - это серьезная проблема для региона?
Айсен Николаев: Дефицит кадров в Якутии чувствуется острее, чем в центральной части страны. У нас очень быстрый экономический рост, соответственно, нужно большое количество кадров в самых разных отраслях. В промышленности 12 тысяч вакансий, это большая цифра для Якутии. Речь идет о тех специалистах, которые нужны крупным промышленным компаниям. Поэтому вопросы подготовки и переподготовки кадров для нас крайне важны. Мы считаем, что проект межвузовского кампуса, который будет реализован в Якутске, позволит нам еще лучше готовить кадры. И не только для горной или нефтегазовой промышленности, но и в креативных отраслях.
Школам я ставлю задачу не просто "натаскивать" учеников на какие-то предметы, на сдачу ЕГЭ. Мы должны готовить людей к будущей жизни и с точки зрения воспитания, и с точки зрения умения мыслить. Ребенок после школы должен выйти человеком, который способен размышлять, а не просто обладать некоторым набором знаний, которые сегодня есть, а через год могут устареть.
Еще я считаю и пропагандирую, что мы все должны учиться. Я сам время от времени прохожу различные семинары. В наше время, если человек не учится, значит деградирует. Умение учиться для нашего общества очень важно, в любом возрасте. Даже с точки зрения насыщения рынка труда. Люди в определенном возрасте могут переучиться и начать работать по другой специальности, которая им ближе по возрасту и по темпоритму.
Чувствуется ли на Дальнем Востоке межрегиональная конкуренция за кадры? Переманиваете ли вы специалистов?
Айсен Николаев: Мы всегда открыты. Я даже не буду говорить про нефтегазовую и горнодобывающую промышленности. Там всегда нужны специалисты. Благодаря вице-премьеру Юрию Петровичу Трутневу мы создали первый на Дальнем Востоке крупный креативный кластер "Квартал труда". Еще в 2018 году у нас появился IT-парк. И мы сейчас видим, что и там, и там уже есть не якутские резиденты.
Мы улучшаем инвестиционный климат. В этом году Якутия заняла 13-е место в национальном инвестрейтинге, который объявили на ПМЭФ. Я, например, этим недоволен. Я считаю, что мы должны были работать лучше.
Как вы уже сказали, Якутия стала первым регионом на Дальнем Востоке, где появился креативный кластер. Сколько сейчас регион зарабатывает на креативной экономике? И планируете ли вы экспорт креативных услуг?
Айсен Николаев: По нашим оценкам сегодня в креативной индустрии в Якутии занято порядка 45 тысяч человек. Я в этом году подписал указ о развитии креативной экономики, где поставил задачу к 2030 году довести это число до 90 тысяч. У нас сегодня в валовом региональном продукте доля креативных индустрий порядка 45 млн рублей. Я поставил задачу ее увеличить до 90 млн в сопоставимых ценах, то есть в два раза увеличить.
Мы, конечно, работаем на экспорт. У нас многие компании выходят на экспортные позиции. До санкций 2022 года Якутия занимала 9-е место в стране по экспорту IT-продуктов. В первую очередь это компьютерные игры. Сейчас, к сожалению, из-за санкций в части экспорта IT-продукции все выглядит немножко по-другому. При этом в IT-индустрии у нас сейчас работает больше людей, чем до 2022 года.
Мы делаем ставку и на кино. Создание кинопавильона полного цикла - это же не просто про съемки кино. Это должно превратиться в полномасштабную киноиндустрию.
По прошлому году у нас доход от кино составил порядка 100 млн рублей. Мы ставим задачу к 2030 году достичь цифры в 2,5 млрд. Опять же, в сопоставимых ценах. В десять раз хотим увеличить производство минут анимации. Мы хотим снимать полнометражные мультфильмы. Сейчас они у нас в основном короткометражные. Мы хотим создать киноиндустрию, которая позволит нам быть третьими в стране после Москвы и Санкт-Петербурга. По съемкам кинофильмов мы уже третьи. Мы снимаем больше, чем все российские регионы вместе взятые.
Помимо кино очень интересным направлением для нас являются народно-художественные промыслы, ювелирка. У нас там традиционно хорошие компетенции, я надеюсь, что мы здесь тоже сможем в ближайшие годы что-то сделать интересное для того, чтобы выходить на иностранные рынки, в том числе и на китайский рынок.
Один из самых важных блоков для огромной Якутии - транспортный. Какие основные вопросы стоят сегодня?
Айсен Николаев: Последние годы мы видим снижение финансирования содержания федеральных дорог, я уже высказывал свое мнение руководству минтранса. В условиях вечной мерзлоты отсутствие асфальта на дорогах моментально приводит к ухудшению их состояния. В этом году по федеральной трассе "Колыма" движение останавливалось из-за дождей.
Сейчас стали на содержании трасс сильно экономить. У нас есть огромные территории, которые буквально зависят от состояния одной трассы, от состояния одного аэропорта. И мы должны понимать, что если вдруг этот аэропорт закроется, то у нас огромные территории просто оказываются вне доступа.
Многие не понимают, зачем нам Ленский мост, но практически вся западная Якутия весной в период ледостава становится огромным островом. Там миллион с лишним квадратных километров, которые просто отрезаны от страны.
Может быть, раньше это было терпимо, когда экономика была не очень развита. Но сегодня регион активно развивается, идет огромное промышленное развитие. Перевозки возрастают, и транспортная система должна на эти вызовы отвечать.
В Арктике изменения климата происходят в два раза быстрее. Вы замечаете это?
Айсен Николаев: Я считаю, что эти процессы повторяются. Были и повышения температуры, и снижения. Может быть, такого повышения, как сейчас, раньше не регистрировалось. Но кто в 15 веке ходил и мерил температуру. При этом делать вид, что ничего не происходит, нельзя. Реально в Арктике теплеет.
Если раньше у нас при строительстве многоэтажных домов и крупных социальных объектов 20% приходилось на уже оттаявшие грунты, поэтому требовалось ставить самоохлаждающие устройства, то сейчас это почти 80%. Вот это мы точно видим по крупным населенным пунктам.
С января этого года город Докучаевск в ДНР стал вашим подшефным. Что сделано за это время?
Айсен Николаев: С конца мая 2022 года мы восстанавливали город Кировское. Все планы выполнили досрочно. С этого года мы перешли на Докучаевский городской округ. Там не только Докучаевск, но и ближайшие населенные пункты. Всего у нас свыше 60 объектов. Большая часть работ уже завершена: ремонт домов, улично-дорожных сетей. Сейчас идет ремонт объектов более крупных: Дома культуры, школы, спортивный комплекс, бассейн. Надо сделать все, чтобы люди жили в нормальных условиях.
При этом мы Кировское тоже не оставляем. У нас там работает филиал республиканской Якутской офтальмологической больницы, именно мы стали первыми, кто открыл больницу официально.
В Кировском нами открыт первый на Донбассе IT-центр. И мы намерены в Докучаевске то же самое сделать. Мы будем и дальше с Донбассом сотрудничать в части развития социальной инфраструктуры. Чтобы были и IT-центры, и здравоохранение было поднято на новый уровень. У меня одно из самых тяжелых воспоминаний 2022 года связано с поездкой в городскую больницу в Кировском. Там стояло оборудование 1957 года выпуска. И это в городе, где расположена крупнейшая на Донбассе шахта.
К вам недавно приезжала делегация из Беларуси. Какие были достигнуты соглашения?
Айсен Николаев: Товарооборот с Беларусью у нас за прошлый год составил свыше 140 млн долларов. Это уже на 20% больше, чем в 2022 году. Якутия является крупнейшим потребителем продукции "БелАЗа" на территории России.
Мы с министром экономики достаточно плотно говорили по созданию в Якутии специализированных центров по ремонту этой техники, сервисного обслуживания.
Также обсуждалось более активное сотрудничество в области туризма, сельского хозяйства, санаторно-курортного лечения. Я считаю, что белорусские коллеги много могут нам предложить. И у нас в Якутии есть многие вещи, в том числе связанные с креативным кластером, которые их очень заинтересовали.
Что вы представите на Восточном экономическом форуме?
Айсен Николаев: У нас будет три зоны на выставке "Улица Дальнего Востока": экспозиция, торгово-выставочная и сцена, на которой будут выступать мастера культуры, будут проходить различные мероприятия. Упор мы сделаем в этом году на новые инвестиционные проекты. В первую очередь связанные с транспортом. Проект по глубоководному порту Найба на Северном морском пути, строительство железной дороги от Эльгинского угольного месторождения на Охотское море, создание железнодорожного пограничного перехода Джалинда - Мохэ в Амурской области. Железная дорога, в том числе, будет связывать Якутию и Китай по кратчайшему пути, по которому можно перевозить до 30 миллионов тонн грузов. Будут также проекты, связанные с развитием туризма, с креативными индустриями.
Конечно же, на торговой выставке всегда пользуются интересом якутские ювелирные изделия, косторезные произведения. Я уверен, что, как всегда, гостям ВЭФ на улице Дальнего Востока будет много чего посмотреть.