В последние годы в Алтайском крае стабильно растет число так называемых дистанционных преступлений. Сегодня, по данным регионального ГУ МВД России, их доля достигает 42 процентов от общего числа всех уголовно наказуемых противоправных действий. Меняются способы - это обманы, кражи, взлом доступа к компьютерам, телефонам, сайту "Госуслуги". Но неизменно одно: преступник действует удаленно, и, чтобы его установить, нужно провести достаточно сложное расследование с привлечением сотрудников банков, финансовых организаций, операторов сотовой связи. И ущерб от таких действий растет: если за весь прошлый год мошенники выманили у жителей края 800 миллионов рублей, то за январь-июль 2024-го - уже 1,3 миллиарда.
- Ежедневно к нам поступает информация о 25-30 таких преступлениях, - сообщил начальник отдела управления уголовного розыска ГУ МВД по Алтайскому краю Виталий Греков. - В этом году зафиксирована самая большая сумма ущерба по одному такому случаю - 140 миллионов рублей. Состоятельный человек не только отдал все, что у него было, но еще и оформил кредиты на крупные суммы. Схема была распространенная: мошенники сначала сказали, что его деньги под угрозой и их нужно перевести на безопасный счет. Потом пугали тем, что на него кто-то оформляет кредиты и надо срочно самому взять займы и деньги также положить на безопасный счет. А затем заставили продать квартиру, чтобы ее якобы не смогли переоформить на себя злоумышленники.
Раскрываемость краж с банковских карт в регионе составляет 46 процентов, а всех видов мошенничеств - двенадцать процентов. Это те дела, которые направлены в суд. Но информации о преступниках, конечно, гораздо больше. Она поступает в специальную базу данных о мошеннических счетах и людях, замеченных в мошеннических действиях. С ее помощью и планируется предупреждать дистанционные преступления.
- Эта база доступна участникам финансового рынка, и они должны при переводах проверять, нет ли в ней счета получателя денег, - подчеркнул эксперт отдела безопасности Отделения Барнаул Банка России Михаил Метелев. - Если счет есть в базе, то банк при-останавливает перевод на двое суток и сообщает отправителю, что тот перечисляет деньги мошенникам. Поправки к закону "О национальной платежной системе" также предусматривают отключение каналов дистанционного банковского обслуживания дропперам - людям, которые помогают мошенникам выводить похищенные деньги через свои счета. Как только информация о счете дроппера попадет в базу, банк должен заблокировать такого клиента.
Кроме того, введена и дополнительная ответственность банков перед своими клиентами. В случае если банк не проверил информацию в базе и не уведомил клиента о мошенниках, он обязан вернуть пострадавшим всю похищенную сумму в течение тридцати дней. Но если даже после двух дней отсрочки и предупреждения о мошенниках клиент все-таки настаивает на операции, то банк ее проводит и тогда уже не несет ответственности за похищенные деньги.
Несмотря на то что о дистанционном мошенничестве постоянно говорят и много пишут СМИ, люди все равно продолжают попадаться на уловки жуликов.
- Если раньше преступники в основном забирали деньги с банковских счетов, то сейчас заставляют потерпевших оформлять кредиты либо сами оформляют, получив доступ к их данным, вынуждают продавать недвижимость, - отметил Виталий Греков. - Поэтому суммы ущерба значительно выросли. Жулики действуют психологически грамотно: представляются сотрудниками банков, портала "Госуслуги", операторами связи, и в результате многие им верят. И, к сожалению, не настораживаются, даже когда у них начинают спрашивать персональные данные и банковские коды, которые никому сообщать нельзя. Хорошая мера, которая может обезопасить пожилых людей от мошенников, - это отключить возможность онлайн-оформления кредита. В этом случае злоумышленники уже не смогут взять кредит на их имя или как-то по-другому получить деньги.
Тем временем
По данным ГУ МВД по Алтайскому краю, большая часть звонков от мошенников, которые по телефону пытаются выманить у людей деньги или получить доступ к их счетам, поступает с территории Украины. "Звонари", орудующие из мест лишения свободы, уже почти не встречаются.