Как функционирует аэропорт Сочи в дни пиковых нагрузок? Корреспондент "РГ" изучила работу воздушной гавани изнутри

Корреспондент "РГ" отработал в аэропорту Сочи, который испытывает пиковые нагрузки
Конец августа. Середина недели. Раннее утро. Международный аэропорт Сочи имени В.И. Севастьянова. Уже на подъезде к нему образовалась небольшая пробка из машин такси. На входе в терминал вылета - очередь спешащих улететь домой туристов с детьми: высокий курортный сезон завершается, а школьный - уже на пороге.
С июня по август воздушная гавань Сочи обслужила более 5,1 миллиона пассажиров.
С июня по август воздушная гавань Сочи обслужила более 5,1 миллиона пассажиров. / Ирина Белова

Я тоже в очереди на досмотр. Но сегодня никуда не улетаю, иду к окошку бюро пропусков: оформляюсь на новую работу и временно меняю профессию, становлюсь помощником специалиста по сопровождению маломобильных пассажиров. Вместе с временным пропуском получаю желтый жилет со светоотражающими полосками. И знакомлюсь с новым начальником - специалистом по сопровождению службы организации перевозок аэропорта Сочи Александром Гриневым, который раньше трудился в метеослужбе батумского аэропорта.

Только познакомились, как раздался вызов по рации. "Диспетчер сопровождения Гринев, свободен", - тут же ответил он.

Работа сразу нашлась и для журналиста: нужно встретить колясочника с электрички на входе в аэровокзал. "Мы заранее обращаемся в РЖД и аэропорт, примерно за месяц, нас везде встречают. На коляске мой муж Владимир, у него рассеянный склероз, перестал самостоятельно ходить. Каждый год ездим из дома в Сургуте на отдых в Анапу", - по пути объяснила пассажирка Алена Шевченко. И через какое-то время, воспользовавшись тайм-аутом, продолжаю расспрашивать шефа. "Я работаю с 8.00 до 20.00, у меня 12-часовой рабочий день, затем ночная смена, отсыпной и выходной. Всего у нас пять работников плюс три помощника. Например, сегодня семь человек. Встречаем маломобильных пассажиров, причем как на вылет, так по прилету Примерно 15 человек за смену", - поясняет Саша.

Чаще всего специалистам по сопровождению приходится встречать инвалидов-колясочников. Они или их близкие должны обратиться за помощью. Любым удобным способом - к сотруднику авиационной безопасности на входе в аэровокзал, на стойку информации, по телефону вызова перед каждым входом (а их четыре) или по номеру дежурного аэропорта 8-988-233-74-32. Причем такая услуга доступна не только колясочникам, но и всем пассажирам с инвалидностью, а также беременным.

Мои первые клиенты, которым помогла, - Алена и Владимир - рассказали, что из-за закрытия анапского аэропорта приходится тратить на дорогу больше времени. Они приехали в гавань почти за три часа. Вместо одного четырехчасового полета - еще восемь часов на электричке. Кроме Алены у Владимира еще трое сопровождающих - мама, сын Андрей и сестра жены.

На то, чтобы доставить колясочника до самолета, как правило, хватает одного часа. Мы воспользовались услугой фаст трек (приоритетное прохождение предполетного досмотра), чтобы попасть в чистую зону с отдельного входа без очереди. За нами выстроились всего несколько человек. Для маломобильных и одного сопровождавшего она бесплатна, а для всех желающих, в том числе опаздывающих на рейс, такая услуга будет стоить 1,6 тысячи рублей для взрослых и 800 рублей для детей от двух до 12 лет.

Перед этим большую группу поддержки Владимира зарегистрировали на пустой стойке для пассажиров бизнес-класса. Однако у маломобильных нет никаких поблажек, касающихся правил перевозки, в том числе перегрузки багажа. Стоять в очередях и сидеть в ожидании регистрации дружной компании из Сургута не пришлось. Другим пассажирам повезло меньше - вокруг были заняты почти все места, некоторые сидели прямо на полу и лестничных ступенях.

Нам с коляской пришлось проходить с другого входа - служебного, но тоже без очереди. Пропуск сверили с паспортом, а перед дверью с вертушкой нужно приложить пропуск и... палец. Это дополнительная мера безопасности! Все-таки аэропорт - режимный объект, где действуют особый правила. И вот я уже нахожусь там, где можно выдохнуть: дьюти-фри, магазинчики и кафе...

Это, пожалуй, единственное место в аэропорту, где меньше всего спешат и выясняют отношении с сотрудниками. "Когда мы только начали пользоваться такими услугами еще в Сургуте и попросили быстрее пропустить нас с инвалидной коляской, в ответ услышали от работников: "Раз инвалид, сидите дома". В Сочи сервис заметно растет. Служба сопровождения сильно выручает", - поделилась Алена.

Тем временем мой шеф на телефоне установил напоминалку, чтобы своим сигналом дала знать, когда нужно успеть вернуться и посадить маломобильного пассажира с сопровождающими на самолет. Кстати, люди с ограниченными физическими возможностями попадают на борт с помощью телетрапа или амбулифта (подъемно-транспортной машины): выбор зависит от авиакомпании. Только тогда Александр передаст подопечного бортпроводникам из рук в руки .

А чтобы сократить очереди в часы пиковых нагрузок и упростить работу, используют раскрепленную систему регистрацию. Раньше за одной стойкой был закреплен один рейс, а сейчас по три. Программа автоматически рассчитывает на каждого агента по 60 пассажиров. По словам одного из посетителей аэропорта, отдохнувшего с семьей в Абхазии, они приехали заранее, но их рейс в Казань отложили из-за угрозы атаки беспилотников, а сколько придется ждать, неизвестно.

Другая пассажирка Людмила Яковлевна тоже прибыла с запасом времени: " Я доехала из Геленджика за шесть часов и приехала сильно заранее, зря пугали пробками, затор был только при въезде в Краснодар. Жду рейс в Тюмень, лечу не с отдыха, а, наоборот, из дома в гости. Загруженность аэропорта большая, и с местами для ожидания проблема. Вы были в Гонконге? Вот там много пространства и есть где провести время".

В аэропорт удобнее всего добираться на электричке. Выходишь - и по прямой через турникет и по эскалатору

Услышав ее, решил добавить свои "пять копеек" и житель столицы Виктор Яковлев: "По роду своей работы, я менеджер крупной компании, из Москвы в Сочи и наоборот мне приходится летать по десять раз каждый год. И скажу, что сервис здесь улучшается: раньше чуть ли не все вылеты из Сочи были с задержками, а сейчас ситуация исправилась". Управляющий директор Международного аэропорта Сочи Алексей Комаров рассказал: "Перед началом летнего сезона в зоне регистрации пассажиров обновлено цифровое информационное табло площадью 77 квадратных метров, на котором приведена детальная информация о рейсах. Кроме того, к общему количеству (более 2,5 тысячи) посадочных мест в аэровокзальном комплексе добавили 50 новых скамеек".

С июня по август воздушная гавань сочинского курорта обслужит более 5,1 миллиона пассажиров. Это почти столько же, если бы за все лето все жители Краснодара побывали бы в Сочи пять раз! Так, в высокий летний сезон в среднем в сутки обслуживается в два раза больше, чем в межсезонье, - более 60 тысяч пассажиров и 390 рейсов.

Во время небольшой передышки вдруг вспомнился недавний эпизод. В соцсетях и ряде СМИ появились сообщения о том, что в аэропорту якобы отменили аудиооповещения о вылетах самолетов. Но первое, что я услышала, подойдя к зданию, было громкое объявление о посадке на очередной рейс в Москву. В пресс-службе опровергли информацию об отмене объявлений: "Несколько пассажиров пропустили объявление о переносе рейса (в данном случае - о выходе на посадку). Мы приложили подтверждающую аудиозапись с камер видеонаблюдения". Как выяснилось, речь идет о недавнем рейсе Сочи - Москва, когда за час до вылета просто сменился выход на посадку, и в результате десять пассажиров, пропустившие это сообщение, не попали на рейс. Но когда в аэропорту напряжение зашкаливает, воздух как будто электризуется, и моментально вот такие истории обрастают всяческими слухами.

...И с Владимиром и его родственниками, и с Александром журналист "РГ" прощались как с давними знакомыми. Надеюсь, будущим пассажирам вся эта информация и мои впечатления окажутся полезными. Например, то, что услуга сопровождения доступна не только для колясочников, но и для всех групп инвалидов, и для беременных.

До встречи в Сочи!