Первый ушел: F-16 на Украине могли сбить своим же комплексом ПВО из-за несогласованности
Эксперт Леонков: О крушении F-16 вряд ли кто-то захочет официально говорить
Нешуточный скандал разыгрался на Украине. Потерян первый истребитель F-16. Причем потерян при каких-то загадочных обстоятельствах, о которых официально никто говорить не хочет и вряд ли захочет.

Самую интересную версию уничтожения самолета озвучила депутат Верховной Рады Марьяна Безуглая. По ее данным, американский истребитель F-16 был сбит американской же ракетой системы ПВО Patriot. В свою очередь, американское издание The Wall Street Journal, со ссылкой на свои источники в Пентагоне, утверждает, что истребитель потерпел крушение из-за ошибки пилота. Есть еще ряд экзотических версий крушения, в том числе, что он столкнулся в воздухе с нашим беспилотником "Герань", но на них останавливаться нет смысла.

Если рассматривать версию попадания в самолет ракеты комплекса Patriot, то такое вполне могло произойти. По заявлениям киевского режима, истребители F-16 на Украине, оказывается, должны были в первую очередь выполнять роль воздушного комплекса ПВО. То есть участвовать в отражении наших массированных атак с применением всех типов и средств как высокоточных ракет, так и ударных беспилотников. Если предположить, что истребитель был поднят в воздух при последнем нашем воздушном ударе по энергообъектам Украины, то, в принципе, пазл вполне складывается.

Самолет F-16 был поднят в воздух с одного из аэродромов на Западе Украины для усиления наземного ПВО. На этом же направлении работал американский Patriot, который пытался сбивать наши "Герани" или ракеты Х-101, возможно, "Ониксы". Сектор был довольно ограниченным, видимо, шло отражение атаки ракет, идущих на объекты на Западной Украине. Все это происходило в окрестностях Ивано-Франковска.

Мы знаем, что, по идее, для предотвращения так называемого дружественного огня самолеты и системы ПВО оснащены системой радиолокационного опознавания "свой-чужой". Эта система обеспечивает опознавание целей с вероятностью не менее 0,9, что практически исключает пуски ракет по своим объектам. Ключевое слово - практически. То есть возможность поражения ракетой все-таки существует. Летчик истребителя F-16 мог увлечься погоней за ракетами и войти в зону поражения комплекса Patriot, который также производил пуск. Можно предположить, что после пуска ракета вышла на цель и, определив F-16 как наиболее контрастную цель, переключилась на атаку самолета. Опознаватель "свой-чужой", скорее всего, там уже значения не имел.

То есть, здесь были допущены сразу два просчета. Летчик ошибся со входом в зону атаки комплекса ПВО, а также не было скоординированных действий работы комплекса и самолета. То есть, с земли пилота должны были отвести от опасной зоны. Или прекратить пуски, пока самолет находится в радиусе поражения с земли.

Насколько я в курсе, американцы особо не занимались отработкой совместного воздушно-наземного отражения ракетных атак с участием F-16 и комплексов Patriot. Видимо, именно поэтому несогласованность в действиях могла привести к поражению собственного самолета и потере одного из первых шести украинских пилотов, которых готовили два года в Америке по специальным программам переподготовки.

В качестве альтернативной версии можно также предположить, что с комплекса Patriot во время пусков были сняты все блокировки "свой-чужой" для того, чтобы лишний раз не замедлять алгоритмы его работы. То есть, когда идет отражение массированной ракетной атаки, комплекс не должен отвлекаться на расчет траекторий сторонних объектов, а сбивать все, что летит.

Версия с ошибкой пилота, которую предложили американцы, также могла произойти. Вопрос только в одном. Как мог ошибиться пилот, достаточно опытный, которого вы к тому же два года усиленно натаскивали по своим программам? Самолет не находился в зоне поражения наших ПВО, он не участвовал в воздушном бою с нашими истребителями. Он не пытался войти в опасную зону для атаки ракетами "воздух-поверхность". То есть, программа была достаточно простой. Взлет, воздушное патрулирование, обнаружение воздушных целей, пуск ракет. Здесь ошибиться опытному пилоту практически невозможно. Ну, разве что, можно предположить, что он действительно решил поохотиться на наш беспилотник "Герань", не рассчитал своих возможностей и столкнулся с ним.

Повторюсь, реальных версий немного, но вряд ли их озвучат украинцы или их заокеанские кураторы.

Алексей Леонков
военный эксперт, редактор журнала "Арсенал Отечества"
Поделиться